Компания Epicstars открыла корпоративным клиентам доступ по API к собственному сервису EpicDetect для оценки инстраграм-аккаунтов. Сервис позволяет рекламодателю получать информационно-аналитический срез любого российского и зарубежного инстаграм-аккаунта по следующим параметрам: география, пол, возраст, интересы, вовлеченность (ER) и др.
© ComNews
23.09.2021

Сервис позволяет рекламодателю получать информационно-аналитический срез любого российского и зарубежного инстаграм-аккаунта по следующим параметрам: география, пол, возраст, интересы, вовлеченность (ER) и др. Также сервис дает возможность вычислять ботов среди подписчиков, используя для этого множество метрик, в том числе "чужие" страны, "странные" интересы, низкий ER аудитории.

В основе данного сервиса лежат технологии искусственного интеллекта, позволяющие не просто предоставлять информацию по готовой базе, но и под запрос конкретного заказчика. Воспользоваться сервисом EpicDetect могут физические лица, предприниматели, агентства и крупные рекламодатели. Соответственно, варьируется и цена: стоимость разового обращения к сервису не превышает 299 руб.; безлимитная подписка для рекламодателей и агентств (60 тыс. руб. в месяц) позволяет проводить оценку любого числа блогеров неограниченное количество раз. Это особенно важно компаниям, реализующим крупные долгосрочные программы продвижения, и тем, кому необходимо постоянное изучение каждой рекламной площадки для оценки динамики ядра их целевой аудитории.

Специалисты Epicstars считают, что наиболее эффективным задействование данного сервиса будет в сочетании с интеллектуальной платформой, располагающей расширенными аналитическими инструментами, позволяющими планировать конкретные площадки для каждой рекламной кампании, оценивать их эффективность, корректировать пул блогеров от этапа к этапу, а в ряде случаев - выполнять интеграцию с другими инструментами интернет-продвижения. Epicstars не сообщает, сколько стоила разработка и на какое количество клиентов рассчитывает до конца года.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отмечает, что компания Epicstars разрабатывает решение с 2015 г., это уже почти семь лет. По его мнению, общую сумму затрат на разработку можно оценить в 100 млн руб.

Владелец юридической компании "Катков и партнеры" (КИП), член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что законность работы сервисов, собирающих публичные данные, содержащие персональные данные, в маркетинговых целях - спорный вопрос. "Знаковое судебное дело по иску "ВКонтакте" к резиденту Сколково компании Double Data рассматривается уже по второму кругу, и суды разных инстанций выносят разные решения. Если суд последней инстанции встанет на сторону "ВКонтакте" и судебный акт вступит в законную силу, дальнейшая судебная практика начнет складываться не в пользу таких сервисов сбора маркетинговых данных. В этом случае возможны следующие сценарии: первый - этот рынок перейдет под контроль социальных сетей, второй - сборщики данных будут лицензироваться у соцсетей и платить им за эти данные. Это не улучшит положение игроков рынка и отрицательно скажется на его развитии", - объясняет Павел Катков.

Он считает, что если Double Data победит, то рынок продолжит расти дальше на этих бесплатных данных, совершенствуя технологии их сбора и обработки. "Вместе с тем до того, как ВС РФ - а именно в этом суде окажутся стороны, если сохранят свои непримиримые позиции - поставит точку в деле либо этот вопрос прояснит законодатель, безопасность и легальность сервисов, осуществляющих сбор данных, содержащих персональные данные, будет под вопросом", - отмечает Павел Катков.

Юриcт фирмы Axis Pravo Алексей Сулин отмечает, что любая социальная сеть включает в себя базу данных, которая является объектом смежных прав, принадлежащих ее владельцу. Исключительное право на базу данных охраняется законом. Об этом, по его словам, свидетельствует судебный спор, длящийся уже несколько лет между социальной сетью "ВКонтакте" и компанией "Дабл". "Закон запрещает использование базы данные, в том числе применение скоринга данных, без согласия правообладателя. Соответственно, компания Epicstars должна получить разрешение или заключить договор с владельцем сети "Инстаграм". В противном случае анализ инстаграм-аккаунтов может быть расценен правообладателем как нарушение его исключительного права на базу данных с последующим обращением в суд", - говорит Алексей Сулин.

По его оценке, похожим образом дело обстоит с персональными данными пользователей. "Каждый пользователь, перед тем как создать аккаунт, соглашается с правилами использования персональных данных на платформе. Правила предусматривают возможность для платформы применять персональные данные пользователя, включая передачу данных своим партнерам. Исходя из этого, для того чтобы легально использовать персональные данные пользователей сети "Инстаграм", у Epicstars должно быть заключено партнерское соглашение с сетью, по которому "Инстаграм" делится со своим партнером персональными данными своих пользователей. В ином случае скоринг персональных данных пользователей социальной сети со стороны рекламного сервиса может быть признан нарушением законодательства о персональных данных", - рассказал Алексей Сулин.

Юрист Rödl & Partner Илья Лоханин объясняет, что с 1 марта 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 №519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (далее - Закон о ПДн), который исключил из Закона о ПДн категорию общедоступных данных, под которую ранее подпадали данные из социальных сетей. "С указанной даты "общедоступные данные" заменены понятием "персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения", которое отличается по правовому режиму от первого термина. Для распространения последних оператору необходимо получать отдельное согласие, требования к которому установлены Роскомнадзором. В настоящее время информация на страницах в социальных сетях подпадает под понятие персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, а потому социальные сети должны получать у своих пользователей указанные согласия - данное правило работает при регистрации новых пользователей. При отсутствии такого согласия распространение персональных данных, то есть предоставление к ним доступа неограниченного круга лиц, не разрешается. Соответственно, и сбор таких данных с их последующей обработкой третьими лицами неправомерен", - рассказал Илья Лоханин.

"В случае, если такое согласие оператору дано не было, каждое лицо, осуществляющее последующее распространение или иную обработку указанных персональных данных, обязано предоставить доказательства законности такого распространения или иной обработки данных - например, договор с субъектом данных/его согласие, данное напрямую третьему лицу и др. Тем не менее в данной ситуации такие основания обработки у сервиса, как и у заказчиков, отсутствуют. В связи с этим существует риск привлечения указанных лиц, обрабатывающих данные пользователей соцсетей без законных оснований, к административной и гражданско-правовой ответственности. В то же время практические риски наложения санкций в настоящее время оценить сложно в связи с отсутствием большого количества споров по аналогичным делам", - объяснил Илья Лоханин.

Преподаватель факультета интернет-профессий университета "Синергия" Екатерина Кошевая считает, что сбор открытых данных вряд ли можно отнести к сбору персональных данных. Решающую роль здесь играет источник получения данных. В подавляющем большинстве социальных сетей и развлекательных ресурсов политика размещения личных данных прописывает порядок публикации информации о личности. И лицо эту политику принимает. Если лицо самостоятельно размещает на своей открытой странице в социальной сети или развлекательном ресурсе данные о себе, то он, получается, тем самым предоставляет доступ к своим данным неограниченному кругу лиц. Тем более крупные социальные платформы сейчас позволяют делать профиль "открытым" или "закрытым", и пользователь повторно делает выбор о предоставляемой о себе информации. К тому же особенность в том, что далеко не все зарегистрированные пользователи социальных сетей проходят полную верификацию. И подлинность предоставленных открытых данных зачастую может быть сомнительна. В таком случае ориентироваться на эту информацию как на персональные данные нельзя. Однако если раскрыт источник информации, который, согласно соглашению о персональных данных, должен быть защищен, то тогда, безусловно, речь идет о прямом нарушении законодательства. И за нарушением последуют соответствующие негативные правовые последствия для всех участвующих сторон.

Новости из связанных рубрик