Компания Lenovo представила прогноз ключевых тенденций развития технологий на текущий год. Важнейшими названы мобильность, взаимодействие с пользователем и качество клиентского обслуживания, бесшовная аутентификация, расширение использования биоразлагаемых и переработанных материалов.
© ComNews
14.01.2022

Как отмечают в Lenovo, удаленный режим работы трансформируется в гибридный, а работа из дома превращается в работу из любой точки мира. По данным исследования, проведенного Lenovo, 83% руководителей ИТ-подразделений ожидают, что по крайней мере половина объема работ в будущем будет выполняться вне офиса. А по данным другого исследования, проведенного Cisco на рубеже 2020 г. и 2021 г., в 98% совещаний был как минимум один дистанционный участник (см. новость ComNews от 5 апреля 2021 г.).

Соответственно, будет расти роль систем аудио- и видеосвязи. Продолжат появляться новые продукты и сервисы, позволяющие общаться сотрудникам, которые работают в офисе и вне его. Главным же направлением развития станут сервисы, использующие искусственный интеллект: "Технологии искусственного интеллекта (ИИ) будут по-прежнему актуальны, мы прогнозируем, что способность ИИ устранять фоновые шумы (такие, как лай собаки, звук сирены скорой помощи или работающей дрели) во время видеозвонков будет способствовать обеспечению комфортной и продуктивной рабочей среды".

Надо сказать, что вендоры систем аудио- и видеосвязи или уже включили такие средства в свои продукты, или планируют это сделать в ближайшем будущем. Например, Cisco интегрировало их в обновленную систему Webex, представленную на форуме WebexOne в октябре 2021 г. (см. новость от 1 ноября 2021 г.).

Видят потенциал данных технологий и российские разработчики. Директор R&D-центра IVA Technologies (ООО "ИВКС") Виктор Петров так ответил на вопрос, планирует ли IVA включать в свои продукты средства интеллектуального шумоподавления: "Да, планируем, поскольку данная функция актуальна и востребована. Однако сложность в том, что сейчас практически все ВКС мультиплатформенны. Как следствие, абоненты могут коммуницировать с различных устройств (ПК/смартфоны/планшеты), пользоваться различными гарнитурами (зачастую имеют собственные системы шумоподавления), общаться через приложение, браузер или облако. И "универсального лекарства", способного обеспечить интеллектуальное шумоподавление при всех возможных сценариях, пока просто не существует. Однако интерес к данной технологии на рынке заметен. И думаю, не далек тот день, когда интеллектуальное шумоподавление станет практически стандартом де-факто для любых средств коммуникации, в том числе и для систем ВКС".

Ответили утвердительно и в TrueConf. "Да, над этим работает команда по алгоритмам машинного обучения, надеемся в течение этого года обеспечить соответствующими технологиями российский и зарубежный ВКС-рынки", - поделился планами, директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов.

Некоторые из российских разработчиков уже предлагают системы, позволяющие реализовать такую задачу. "Работа с аудиоконтентом, в том числе в условиях "речевого коктейля", - одна из ключевых экспертиз ЦРТ. Это позволяет нам создавать решения для реальных условий взаимодействия людей или компаний с клиентами, в том числе если речь в шумах не всегда разборчива - в диалогах, полилогах. Одно из направлений - продукт для протоколирования совещаний "Нестор.Бриф", который развивается с ВКС и аудио-конференц-системами", - говорит генеральный директор группы ЦРТ Дмитрий Дырмовский.

Другие востребованные технологии, по мнению Lenovo, будут связаны с обработкой естественного языка, а также использованием средств виртуальной и дополненной реальности. И тут также виден заметный прогресс, в том числе и для русского языка. Исполняющий обязанности генерального директора компании "Системы компьютерного зрения" (входит в группу "Ланит") Михаил Смирнов уверен, что такие системы достигли должного уровня технологической зрелости и востребованы во многих сегментах: "Система голосового ввода востребована для ситуаций, когда происходит общение с голосовыми чатами и требуется распознавать ответы клиента и информацию, которую от него необходимо получить (номер телефона, адрес и т.д.). Например, такие системы включаются во время вызова врача по номеру 122. А учитывая стабильно растущее качество распознавания голоса, на практике это реально работающие системы".

Дмитрий Дырмовский также считает технологии голосового ввода перспективным средством, позволяющим повышать производительность труда: "Эта концепция актуальна в рамках подхода организации комплексных цифровых рабочих мест и создания умных корпоративных ассистентов, которые могли бы помогать в работе, типовых задачах, при проведении ВКС совещаний. Мы прогнозируем, что в 2022 г. востребованность подобных голосовых систем будет расти на уровне крупного корпоративного бизнеса и госсектора, где нагрузка на специалистов высока и требуется цифровая трансформация процессов для повышения эффективности работы".

Однако в системах ВКС, по мнению Виктора Петрова, такие функции не востребованы: "Наличием функции Speech-to-Text иногда интересуются на этапе первично знакомства с платформой, спрашивают, есть ли она или возможно ли ее реализовать. Но по факту пока ни один из наших заказчиков ее не заказывал, чего не скажешь о том же стенографе, который оказался удобным и востребованным инструментом". При этом их реализация в принципе не представляет большой сложности.

По мнению Дмитрия Одинцова, в наибольшей степени из голосовых технологий применительно к ВКС востребовано протоколирование конференций, и в продуктах TrueConf такая возможность реализована.

Также, по мнению Lenovo, традиционные пароли будут применяться все реже: "В будущем мы не будем использовать буквенно-цифровые коды и комбинации, поэтому их нельзя будет украсть, купить, продать или передать другому лицу, они не будут подвержены фишингу или взлому. Также исчезнут дополнительные риски, связанные с совместным использованием паролей, их повторным применением и случайными ошибками". И действительно, по данным разработчика самого популярного менеджера паролей LastPass, в среднем на одного пользователя приходится 190 паролей.

По прогнозам Lenovo, будет повсеместно внедряться "бесшовная" аутентификация на базе искусственного интеллекта и усовершенствованных сенсорных технологий. В краткосрочной перспективе будет использоваться инфраструктура открытых ключей (PKI) и многофакторная аутентификация. Директор департамента развития бизнеса "Рексофт" Николай Потапов назвал эти технологии простыми в реализации и широко применяемыми уже сейчас: "Технически сделать многофакторную аутентификацию несложно. Тут многое зависит от самой системы, ее назначения и целевой аудитории. Например, для новой версии мобильного приложения сети гипермаркетов "О’Кей" специально усовершенствована процедура регистрации и авторизации пользователей. Задача стояла сделать ее максимально простой, но при этом безопасной. Теперь она выполняется по проверочному коду, который отправляется по выбору пользователя на телефон или электронную почту. Вход можно осуществить по номеру мобильного, карте лояльности, электронной почте. Пользователю нет необходимости запоминать пароль для входа или восстановления доступа. Кроме того, выбранный механизм авторизации повышает уровень безопасности и исключает несанкционированный доступ к профилю клиента. Всегда надо помнить, что люди по сути своей ленивы, и, если мы будем предлагать многофакторную аутентификацию, часть потенциальных клиентов просто воспользуются другим сервисом. Надо всегда помнить про баланс безопасности и доступности. Совсем иначе обстоит дело с государственными, медицинскими или банковскими сервисами, где доступ в систему в потенциале дает право на совершение действий с очень личной и конфиденциальной информацией. Здесь многофакторная аутентификация оправданна и понятна для пользователя".

По мнению Михаила Смирнова, пользователи продуктов "Систем компьютерного зрения" могут применять средства многофакторной аутентификации - в ряд решений компании встроены веб-системы для администрирования данных. Такие средства могут быть востребованы в рамках веб-систем. Также идентификация с помощью токенов уже используется в ЕМИАС, о чем напомнили в пресс-службе "Базальт СПО".

Однако, по оценке Дмитрия Одинцова, внедрение многофакторной аутентификации сопряжено с рядом сложностей: "Соответствующий механизм используется российскими заказчиками в своих корпоративных системах управления (Active Directory) крайне редко, в отличие от коллег на западе. Актуальность в контексте ВКС довольно низкая и обусловлена только наличием удаленных сотрудников. Внедрение многофакторной авторизации требует интеграции внутренней ВКС-системы заказчика с облачными сервисами авторизации или внешними шлюзами для отправки соответствующих SMS или нотификаций. Это создает риски для информационной безопасности, поэтому чаще всего доступ к корпоративным ресурсам для удаленных сотрудников регулируется с помощью VPN, а не на уровне авторизации корпоративных систем. Потребности в двухфакторной аутентификации в закрытой ВКС-сети нет, но мы, как производитель ВКС-решений, готовы реализовать ее в короткие сроки при появлении множества таких запросов от наших заказчиков".

В более отдаленной перспективе место паролей займут биометрические технологии. И над их внедрением уже работают. Как отметил Виктор Петров, в продуктах IVA Technologies средства биометрической идентификации будут включены уже в текущем году. Средства многофакторной идентификации же применяются в продуктах этой компании уже давно.

Группа ЦРТ также делает ставку на биометрические технологии. "Защита и верификация участников ВКС - важная задача, которая особо актуальна для телемедицины, онлайн-обучения и коммерческих консультаций. Для повышения безопасности может быть использована не только многофакторная аутентификация, но и высокозащищенные методы верификации на основе биометрии. В состав решений группы ЦРТ входят решения для безопасной голосовой и лицевой верификации, которые могут успешно применяться как в момент входа в конференцию по ВКС, так и во время всего общения, исключая возможность "подмены" участника в процессе. В том числе в состав технологий входят средства проверки подлинности голоса и лица участника (так называемые технологии antispoofing/liveness), которые позволяют понять, "живой" ли собеседник общается или это, например, аудио-, фото-, видеозапись или монтаж", - говорит Дмитрий Дырмовский.

Новости из связанных рубрик