Андрей Соллогуб
Источник: Дело, 4 декабря 2000 г.
05.12.2000

В ближайшее время в Петербурге будет объявлен тендер на право оснащения 120 городских школ персональными компьютерами и доступом в Интернет.

Организатором конкурса выступает комитет по образованию администрации СПб.

Это один из крупнейших в новейшей истории Петербурга компьютерный тендер, объявленный горадминистрацией. Только в первый год планируется потратить на информатизацию школ по меньшей мере $ 1,5 млн. (Для сравнения: ежегодно за счет городского бюджета выделяется примерно $ 1 млн. на закупку оргтехники). А вся программа информатизации школ, утвержденная Смольным, рассчитана на четыре года. Ее старт запланирован на январь 2001-го. Осуществлять программу будет комитет по образованию, а контролировать -- комитет канцелярии губернатора по информатизации и связи.

Однако уже на этапе подготовки проекта проявляется типичная для нашего города административная несогласованность, которая вполне может затруднить его реализацию.

Владимир Киреев, начальник отдела комитета канцелярии губернатора по информатизации и связи, сообщил «Делу», что проект будет реализован в два этапа: «На первом будут закуплены компьютеры, на втором -- осуществлено подключение к Интернету».

Однако в комитете по образованию на проблему смотрят иначе: по словам заместителя председателя комитета Александра Румянцева, «процессы эти должны идти параллельными курсами». Причем начаться он должен не с учебных заведений, «а с вершины пирамиды -- с комитета по образованию и его районных управлений. Школы же должны подтягиваться».

Наибольший интерес, по понятным причинам, вызывает порядок определения фирмы-поставщика компьютеров. По сведениям «Дела», уже ведутся переговоры с тремя фирмами. Так, компания IBM готова поставить персональные компьютеры по $ 250-300 за машину. Эта техника около года находилась в лизинге за рубежом. Кроме этого, у чиновников «есть на примете американская фирма, которая ищет зарубежного покупателя на невостребованную технику». В этом случае комплект на базе процессора Intel Pentium II-Pentium III обойдется примерно в $ 250.

Однако оба эти варианта подразумевают прохождение таможенных процедур, которые явно не удешевят поставляемое оборудование. Поэтому «существует и третье направление -- московская фирма «Формоза», самостоятельно выпускающая компьютеры». На этой неделе «Формоза» намерена бесплатно привезти чиновникам «на пробу» три учебных класса. По предварительным оценкам, москвичи готовы обеспечить поставку оргтехники по цене порядка $ 350 за комплект.

«В любом случае итоговое решение будет принимать тендерная комиссия», -- подчеркнул г-н Румянцев, -- «которая может исходить из принципа максимальной дешевизны». Впрочем, от рассуждений о сроках и о детальных условиях тендера он воздержался, аргументировав это тем, что до принятия городского бюджета-2001 «это попросту не имеет смысла».

Как полагает топ-менеджер крупной петербургской компьютерной компании, которая имеет богатый опыт сотрудничества с горадминистраций, единого тендера на поставку вычислительной техники для школ, скорее всего, не будет. По сложившейся традиции, будет объявлено несколько конкурсов (один на поставку серверов, другой -- компьютеров, третий -- мониторов и периферийных устройств и т.п.). Причем в некоторых из них победителями будут признаны две, а то и три фирмы. Причин тому, по словам источника, несколько, но главная из них -- чиновники опасаются отдавать столь крупный заказ одной компании, поскольку в этом случае их могут обвинить в ангажированности.

Круг потенциальных участников тендеров известен. В таких конкурсах обязательно участвуют (и, как правило, небезуспешно) две-три компании, специализирующиеся исключительно на городских заказах. (По словам источника, эти фирмы существуют во многом благодаря победам в тендерах, организованных Смольным). Также в СПб есть около десятка крупных компьютерных фирм, имеющих опыт работы с госструктурами. Вот среди них-то и развернется настоящая борьба за заказ.

Представители комитета по образованию и комитета по информатизации по-разному трактуют условия финансирования программы компьютеризации школ. По словам г-на Киреева, «расходы по программе должны делиться по принципу 80 % -- средства городского бюджета, к 20 % -- средства депутатов ЗакСа, фирм-спонсоров и иностранных партнеров. В то же время г-н Румянцев утверждает, что средства на программу пойдут практически только из городского бюджета: «пока речь можно вести лишь о бюджетных цифрах: при заложенных на следующий год в программу 61 миллионе рублей, сегодня мы можем уверенно говорить лишь о 30 миллионах». Однако, по данным редакции, в ходе второго чтения проекта бюджета-2001, депутаты приняли решение увеличить сумму расходов на информатизацию школ на 15 млн. руб.

Еще больше расхождений между двумя ведомствами -- в дискуссии о судьбе «школьного Интернета». Если Владимир Киреев рассказывал о проводимых переговорах с городскими провайдерами («они должны не только зарабатывать на жителях города, но и проявлять благотворительность») и осуждал «Петербургскую телефонную сеть» за планы введения повременки («это сорвет нам всю программу -- при ней никакая школа уж точно не расплатится за доступ к сети»), то в комитете образования эти проблемы никого не беспокоят («наши районные Интернет-центры мы будем подключать к оптико-волоконной сети, принадлежащей различным структурам горадминистрации»).

Сложно сказать, какой из этих замыслов представителей городской администрации будет реализовываться на практике. Очевидно одно: при сохранении такой же степени взаимопонимания между ними сам проект может оказаться под угрозой срыва. Тем более что к спору двух комитетов, скорее всего, присоединятся депутаты ЗакСа, желающие пролоббировать в программе информатизации школ собственные интересы.