Александр Грек
Источник: Ведомости, 18 августа 2000 г.
21.08.2000

Для руководителей ОАО «Мобильные ТелеСистемы» закончился обязательный период молчания, связанный с выводом акций компании на Нью-Йоркскую фондовую биржу 30 июня. Вчера президент МТС Михаил Смирнов говорил не о двух недавних сбоях в системе, вызвавших негодование многих абонентов, а о финансовых успехах компании.

Смирнов назвал сбои «трагическими случайностями» и не стал на них останавливаться. Аналитики считают, что это оправданно: серьезного оттока абонентов из МТС не будет. «О каком оттоке можно говорить, когда рост числа абонентов составляет 94 000 в месяц, - говорит аналитик «Ренессанс-Капитала» Андрей Брагинский. - Безусловно, эти два отказа - отличный подарок главному конкуренту, «ВымпелКому», и МТС придется заново завоевывать репутацию надежной сети. Но неполадки могут отразиться только на динамике роста, да и то несущественно».

Результаты, которых МТС добилась в первом полугодии, превзошли все ожидания телекоммуникационных аналитиков. Сейчас они прогнозируют, что капитализация МТС уже в этом месяце достигнет $3 млрд. Смирнов заглядывать в будущее не стал, заметив: «Учитывая, что сегодня 17 августа, я от прогнозов воздержусь». Но упомянул о том, что за полтора месяца, прошедшие с момента выхода компании на NYSE, капитализация компании выросла на 36% , достигнув $2,83 млрд. По этому показателю МТС стала самой крупной несырьевой компанией в России. Выше капитализация только у «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза», «Газпрома» и РАО «ЕЭС России».

Объем прибыли до амортизационных отчислений, расчетов по процентам и уплаты налогов (EBITDA) за первые шесть месяцев 2000 г. составил у МТС $111 млн. Маржа EBITDA составила 49,8%. По словам Смирнова, этот же показатель у «ВымпелКома» составляет 17,5% , а у Sonera - 30%. «ВымпелКом» отказался предоставить «Ведомостям» свои полугодовые данные, сославшись на биржевые правила.

На 15 августа 2000 г. общее количество активных абонентов составило 776 000 человек, а прирост с учетом оттока только в июле составил 94 000 клиентов. "Результаты компании очень хорошие. Число подписчиков гораздо больше, чем ожидалось, - говорит Брагинский. - Несмотря на то что ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) снизилась на 20% по сравнению с прошлым годом ($68 против $84. - «Ведомости») , этот показатель все равно в два раза выше, чем у «ВымпелКома».

Снижение выручки на одного абонента МТС ведущий консультант JХSon & Partners Михаил Алексеев объясняет изменением социальной базы компании. «Новый, массовый абонент МТС - супруги, дети, водители, домохозяйки, сотрудники и подчиненные - пользуются тем, что входящие звонки с телефонов МТС бесплатны, - говорит Алексеев. - Их лицевой счет остается, вероятно, таким же маленьким, как и у дешевых абонентов «ВымпелКома». Их потребность в связи с супругом, родителем или боссом покрывается за счет исходящих звонков с его стороны. А 100 000 - 150 000 самых богатых абонентов МТС, составляющих ядро клиентской базы компании, говорят все больше и больше. Косвенным подтверждением этого является увеличение трафика (на 14%. - «Ведомости») ».

Объем доходов МТС за II квартал составил $120 млн. Падение ARPU было компенсировано увеличением абонентской базы, что привело к увеличению доходов компании на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Рост продаж вызван двумя причинами, - сказал Смирнов. - Это сближение тарифов с возможностями массового пользователя и ломка психологического барьера».

Смирнов также назвал две стратегические цели компании на ближайший год - удержание лидерства на московском рынке и продолжение экспансии в регионы. «Москву можно приравнять по уровню жизни к среднему европейскому государству, - сказал президент МТС. - Исходя из этого потенциальная аудитория пользователей сотовой связи - минимум 3 млн человек. Поэтому в ближайшие два года продажи будут расти». Но если в Москве осталось только улучшать покрытие в центре и обеспечивать связью метрополитен, то в регионах - непаханое поле.

Если в 1998 г. у МТС было 2000 абонентов в провинции, а в 1999 г. - 8000, то к 15 августа этого года их число, по данным компании, достигло уже 42 000. Все вырученные от размещения акций деньги МТС намерена вложить в дальнейшее развитие сети.

Основные задачи менеджмента компании в ближайшее время, по мнению Андрея Брагинского, - улучшение работы с корпоративными клиентами, которая традиционно является сильной стороной «ВымпелКома», и борьба за рынок Санкт-Петербурга. «С большой вероятностью стоит ожидать покупки петербургского оператора «Телеком XXI», - говорит Брагинский.