Новости / август 2000
Сотовый «легионер»

Юрий Грановский
Источник: Ведомости, 7 августа 2000 г.
08.08.2000

Обладатель третьей лицензии GSM 900/1800 в Москве и Московской области - компания Sonic Duo (совместное предприятие финского телекоммуникационного гиганта Sonera  и ОАО "Центральный телеграф") - перешел к активным наступательным действиям. Строить компанию, задача которой - потеснить на рынке "ВымпелКом" и "Мобильные ТелеСистемы", финны начали с сенсационного кадрового хода. Ради поста генерального директора Sonic Duo компанию "Московская Сотовая Связь" (МСС) покинул ее главный стратег - первый заместитель гендиректора Александр Есиков, работавший в МСС с момента ее основания в 1991 году. Именно ему ставят в заслугу тот факт, что МСС, продолжающая пока работать в устаревшем аналоговом стандарте NMT-450, теряет долю московского сотового рынка гораздо медленнее, чем предсказывали аналитики. В общем, Sonera выдала свою "дочку" за человека многоопытного.

Свое первое интервью в новом качестве Александр Есиков дал корреспонденту "Ведомостей".

- В недавнем пресс-релизе МСС, посвященном кадровым перестановкам, нет ни слова ни о Вашем уходе, ни о том, кто станет Вашим преемником.
- Это, наверно, правильно. В подобных документах должны комментироваться позитивные события, связанные с компанией. Что касается моего места, позиции первого заместителя, то с моим уходом эта позиция упразднена.

- Почему?
- До того как я прошел на эту должность, все руководители занимались каким-то конкретным направлением. Заместители генерального директора возглавляли конкретные службы и управления. Когда получилось, что у меня слишком много направлений, была придумана такая вот должность - первый заместитель. Чтобы не вдаваться в лишние подробности и объяснения.

- Почему Вы все же покинули МСС? В компании начинаются положительные изменения, например, связанные с переходом на GSM 400/1800.
- Процесс внедрения GSM 400/1800 в России уже достиг той критической стадии, когда он выплеснулся за пределы МСС и стал необратимым. "Московская сотовая" полностью готова к развертыванию сети этого стандарта. Поэтому я не чувствую, что покидаю компанию, не имеющую будущего. Что касается мотивации перехода в Sonic Duo, то тут было несколько причин. Одна из них - это, конечно, карьерный рост: мне же предложили пост генерального директора. Но самое интересное для меня - поставленная управленческая задача: создать с нуля компанию ХХI века.

- На посту генерального директора Sonic Duo Вы сменили Мартти Хуттунена. Россиянин в качестве главы компании - это было условие Sonera или "Центрального телеграфа"?
- Нет, каких-то особенных условий не было. Просто Мартти Хуттунен очень занятой человек. Он вице-президент Sonera по России и не может совмещать должности такого масштаба. Сейчас как раз настал этот этап, когда необходимо формировать команду будущей компании, для этого просто идет подбор подходящих людей.

- Ваше назначение - чья это инициатива? Вы сами прислали резюме в компанию или, может быть, финны вышли на Вас через рекрутинговое агентство?
- Все получилось достаточно нестандартно. Меня порекомендовали мои давние знакомые. Долгой процедуры найма как таковой не было. Около месяца назад я встретился с Хуттуненом, мы обсудили мое видение развития компании. Оно, наверное, совпало с видением Мартти. Официально я вступил в должность 26 июля.

- Был какой-то конкурс концепций развития?
- Трудно сказать. Мы обсуждали основные направления развития, что должно быть первоочередным, что - средней срочности, какие проекты являются долгосрочными. Мне трудно говорить о конкретных деталях существующего бизнес-плана. Сейчас главная проблема - подбор персонала. У меня нет даже PR-менеджера, который помог бы мне подготовить корректные пресс-релизы. Вот приходится самому что-то невнятно мямлить.

- И все-таки очень хотелось бы понять, что Sonic Duo сможет противопоставить нынешним лидерам - "Вымпелкому" и МТС. У них огромная фора по времени, большое покрытие, большое число абонентов. Чем вы будете "бить врага"? Ценами?
- Основой успешного развития Sonic Duo станет партнерство двух очень перспективных компаний. Sonera - ведущий мировой оператор, обладающий самыми передовыми технологиями. "Центральный телеграф" также является очень крупной и динамично развивающейся компанией. Они даже от слова "телеграф" в названии отходят - например, свою новейшую сеть передачи данных они продвигают под маркой "Центел". Когда компания имеет двух таких учредителей, наследует их опыт, особенно опыт Sonera в области мобильной связи, нельзя говорить, что она просто пришла и начала что-то создавать с нуля.
О будущих преимуществах Sonic Duo могу сказать, что главное преимущество - качество будущей сети. Мы будем строить самую современную сеть. Конечно, другие операторы постараются не отстать, они также будут внедрять у себя современные услуги. Однако у нашей компании есть уникальная возможность с самого начала построить сеть самой последней версии стандарта GSM, которая ближе к сетям третьего поколения, чем второго. И это будет сделано не фрагментарно, постепенно, на каких-то участках, а сразу в полном объеме. Она будет избавлена от "тяжелого наследия" сетей предыдущего поколения.
Чем мы конкретно будем привлекать абонентов, я пока еще не могу сказать. Маркетинговая стратегия находится в процессе разработки. Главная задача нашей маркетинговой службы - сформулировать привлекательное предложение рынку, которое было бы понятно, прозрачно, не обманывало ожиданий и чаяний потребителя. Четко должны быть описаны все его недостатки, например, покрытие на первоначальном этапе, и преимущества, которые должны компенсировать их. Это в первую очередь не ценовые преимущества, а качественные.

- Когда ваша сеть заработает? Назовите сроки введения в работу различных сегментов сети и сколько вы планируете привлечь абонентов на разных этапах.
- Подождите несколько месяцев, когда мы более четко сформулируем свою позицию на рынке по отношению к потребителям. Я должен сам разобраться, что и когда следует от нас ожидать потребителям сотовой связи. Я в должности всего неделю, при этом пять дней провалялся в постели с ангиной. Мне несколько преждевременно озвучивать точные планы компании. Совершенно очевидно, что в первую очередь будет форсирована задача ликвидации отставания по покрытию. Но точно сказать, на каком этапе и в какой срок мы достигнем сравнимого покрытия и начнем предоставление услуг мобильной связи, я пока не могу.

- Сколько планируете вложить в развертывание сети? Кто будет поставщиком оборудования?
- Сумму планирующихся вложений я назвать не могу. Поставщик оборудования еще не выбран. Сейчас совместно с "Гипросвязью" и другими организациями только проводятся подготовительные работы по планированию сети.

- Скажите, Вас посвятили в тонкости взаимоотношений Sonera и Минсвязи? До сих пор точно не ясно, какие именно обязательства взяла на себя Sonera в обмен на лицензию.
- Короткий ответ - нет. Я слишком недавно в компании и не располагаю всей информацией. Об обещаниях Sonera я располагаю самыми противоречивыми данными (речь идет и о заводе по производству мобильных телефонов, и о других инвестициях). Я черпаю информацию в основном из публикаций в прессе.

- Sonic Duo планирует получить федеральную лицензию?
- Текущий бизнес-план ориентирован на выполнение условий нынешней лицензии в течение 10 лет. Если для повышений ценности компании будет необходимо расширять географию нашей деятельности и увеличивать набор лицензий, я думаю, мы будем над этим работать.

- "ВымпелКом" и МТС уже строят опытные зоны третьего поколения. У Вас есть наработки в этой области?
- У меня лично никаких наработок нет. Но у компании Sonera в этой области накоплен огромный опыт. В самой концепции нашего развития заложена ориентированность на создание сетей третьего поколения. Мы будем работать в этом направлении, будем сотрудничать с Ассоциацией 3G и Минсвязи.

- Ведущие менеджеры "ВымпелКома" и МТС пользуются повышенным вниманием деловой прессы. Вероятно, та же участь ждет теперь и Вас. Вы готовы стать "звездой"?
- Если Sonic Duo понадобится публичная личность и не будет никого, на ком можно будет построить PR-кампанию, я возьму на себя эту роль. Вероятно, на определенном этапе компании понадобится "креатура", которая будет нести положительный образ компании. Это, безусловно, нужно делать. Я всегда с удовольствием общаюсь с журналистами, никогда не отказываю им во встречах. Со временем этим займется другой человек.