Новости / апрель 2000

Источник: "КоммерсантЪ", 1 апреля 2000 г.


"Связьинвест" заказал себе сценарий

Совет директоров холдинга "Связьинвест" в четверг (30 марта) принял финансовый план компании на 2000 год. А уже в июне владельцы "Связьинвеста" примут решения, которые могут кардинально изменить как сам холдинг, так и весь российский телекоммуникационный рынок.

Решения, которые скажутся на состоянии рынка, будут приняты на общегодовом собрании акционеров "Связьинвеста" 26 июня. К этому дню консалтинговая компания Arthur Andersen должна завершить анализ вариантов дальнейшего развития "Связьинвеста". Это исследование было заказано в свете предстоящей продажи на конкурсе с инвестиционными условиями 25% минус две обыкновенных акций холдинга. Государственный план приватизации предусматривает продажу этого пакета в нынешнем году. Однако, как заявил "Ъ" и.о. начальника управления транспорта и связи Мингосимущества РФ Александр Бородин, судьба акций "Связьинвеста" будет определена по результатам исследования Arthur Andersen. "Консультанты должны проработать все возможные сценарии развития компании и рекомендовать нам лучший. Если МГИ и Минсвязи примут в качестве варианта продавать акции не сейчас, а скажем, через год или три, значит, подождем", - сказал Бородин.

Среди сценариев, прорабатываемых Arthur Andersen, выделим основные. В первую очередь, так называемый "бразильский" - уменьшить количество дочерних компаний "Связьинвеста" до восьми-десяти штук, создав крупные и многопрофильные региональные объединения. Собственно, руководство холдинга проводит работу по укрупнению дочерних компаний уже не первый год. Как раз сейчас в Петербурге происходит объединение "Петербургской телефонной сети", "междугородки" и "Санкт-Петербургского телеграфа" в единую компанию. Укрупнение дочерних компаний позволяет повысить управляемость ими и укрепит их позиции на рынке, повысив их стоимость.

Второй сценарий, "германский вариант", предусматривает слияние всех дочерних предприятий "Связьинвеста" в одну суперкомпанию с переходом на единую акцию. Такой сценарий гарантирует максимальный рост инвестиционной привлекательности холдинга, но реализовать его на практике довольно сложно. В случае создания такой компании налоги она будет платить в Москве. Однако любой региональный лидер сделает все, чтобы такой крупный налогоплательщик, как местный телефонный оператор, продолжал платить налоги в местный бюджет.

Наконец, третий вариант: превратить "Связьинвест" из управляющего холдинга в операторскую компанию. Это можно сделать двумя способами. Первый - объединить "Связьинвест" с национальным оператором дальней связи "Ростелекомом". Второй - выдать "Связьинвесту" лицензию на оказание услуг мобильной связи.

Возможные последствия от реализации всех этих вариантов развития "Связьинвеста" должна подробно описать в своем отчете Arthur Andersen и представить заказчику в июне. Отметим, что по объему обработанного материала это будет самое глубокое исследование российского телекоммуникационного рынка за последние 10 лет.