Правительство увеличило размер компенсации, предоставляемой регионам и инвесторам на создание, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры индустриальных и технопарков. До 75% увеличен размер компенсаций для управляющих компаний частных парков, а для государственных парков расширен перечень возмещаемых расходов для управляющих компаний.
© ComNews
22.11.2022

Пресс-служба правительства сообщила, что в перечень возмещаемых расходов для управляющих компаний государственных промышленных парков включены затраты на финансовое обеспечение уплаты основного долга и процентов по кредитам, взятым управляющими компаниями. "Вдвое увеличен максимальный объем подлежащих возмещению затрат регионов на создание и развитие инфраструктуры парков как государственной, так и частной формы собственности. Теперь он будет достигать 30 млн руб. на 1 га общей площади территории индустриального парка и 120 тыс. руб. на 1 кв.м общей площади зданий технопарков", - рассказали представители пресс-службы правительства.

Председатель правительства Михаил Мишустин отметил, что изменения позволят укрепить развитие промышленных и технопарков, нарастить производственный и технологический потенциал, открыть дорогу большему числу перспективных проектов и повысить уровень жизни граждан в регионах, где они реализуются. "На прошлой неделе мы уменьшили нагрузку на инвесторов, реализующих крупные проекты в приоритетных отраслях. Теперь подписали постановление, которое призвано улучшить условия работы индустриальных и промышленных технопарков. Появится возможность для оказания аналогичной поддержки и технопаркам в сфере высоких технологий", - сообщил он.

По его словам, это первое повышение нормы подлежащего возмещению объёма затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры за последние восемь лет.

И.о. заместителя генерального директора ОЭЗ "Иннополис" Олег Протопопов уверен, что изменения, касающиеся поддержки индустриальных парков и технопарков, отразятся на отрасли позитивно. "Они затронут как управляющие компании, так и резидентов. После ухода иностранных компаний на рынке освободилось много ниш. И стоит признать, что в некоторых отраслях мы были действительно зависимы от импорта. Такие меры поддержки - это глоток воздуха для российских компаний, которые будут замещать ушедшие корпорации и производить высокотехнологичную продукцию, создавая новые производства в сфере электроники, микроэлектроники, машиностроении, станкостроении и др. Изменения позволят быстро запускать новые проекты на территории всей страны", - отметил он.

По его словам, меры поддержки напрямую коснутся и ОЭЗ "Иннополис". "В постановлении впервые появляется термин "технопарк в сфере высоких технологий". Ранее механизмы поддержки включали в себя только такие понятия, как "индустриальные парки" и "технопарки". Как раз такой технопарк в сфере высоких технологий запускается в декабре этого года на территории ОЭЗ "Иннополис" - "Иннопарк". Создавая этот проект, мы видели большой потенциал в реализации высокотехнологичных производств на территории особой экономической зоны. На сегодняшний день 60% площадей забронировано, и компании-резиденты уже проектируют расположение будущих производственных линий. Что подтверждает спрос на готовые площади в преференциальных режимах для реализации своих проектов", - рассказал Олег Протопопов.

Он отметил, что команда ОЭЗ "Иннополис" принимала непосредственное участие во внесении предложений для изменения постановления правительства. "Для резидентов это прежде всего снижение затрат на реализацию своих проектов. Компании не нужны капитальные вложения в строительство собственного помещения. Эти задачи будет выполнять управляющая компания технопарка и впоследствии возместит затраты на строительство объекта недвижимости, что позволит ей в дальнейшем строить еще больше инфраструктуры на возмещенные средства. При этом компания-резидент распределяет финансовые ресурсы более эффективно - тратит их на покупку более качественных производственных линий, оборудования, высококвалифицированный персонал. Такой кейс был у нас с резидентом ICL. Управляющей компанией были запущены производственные мощности на территории индустриального парка "Лаишево" для производства материнских плат. Денежные средства, которые должны были пойти на стройку, компания вложила в производственное оборудование и персонал. Таким образом, мы делаем себе технологический задел на будущее и становимся конкурентоспособными на мировом рынке", - объяснил и.о. заместителя генерального директора ОЭЗ "Иннополис".

По его словам, для высокотехнологичной отрасли вопрос высококвалифицированных дорогих кадров остается актуальным, как и в ИТ-отрасли. "Хорошие кадры сложно найти, их сложно подготовить, это длительный цикл. Если компания находит таких специалистов, то они обходятся очень дорого. И отдельная сложность - это удерживать такие кадры. Качественные специалисты в сфере высокотехнологичных производств являются такими же ценными сотрудниками, как и senior-разработчики для ИT-компаний. Поэтому важно, чтобы компании, которые не попадают под ОКВЭД для разработки программного обеспечения, также могли получать льготы и преференции по социальным страховым взносам. Это позволяло бы компании направлять эти деньги в производство, улучшая качество продукции", - говорит Олег Протопопов.

Российский прогнозист, международный эксперт ПРООН по форсайту, к.э.н., директор центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок отмечает, что идея индустриальных и технопарков не нова. "У нас есть успешные демонстрационные примеры, так что желание правительства усилить уже работающий инструмент понятно. Но не надо забывать несколько важных аспектов. Во-первых, наша страна все еще не сформировала полноценную, эффективно работающую, связанную Национальную инновационную систему. Индустриальные парки и технопарки могут закрыть часть разрывов, связанных с быстрой коммерциализаций результатов исследований и разработок, но они должны быть погружены в общий контур, работать как часть системы, а не отдельный элемент. А для этого нужна концепция Национальной инновационной системы 2.0, которая была бы сформирована на базе современных технологий, таких как AI и распределенные реестры, учитывала приоритеты новой реальности, такие как технологический суверенитет и многообразие инструментов поддержки, включая различные виды кластеров, "живые" лаборатории, экспериментальные правовые режимы ("песочницы") и многие другие", - считает он.

По его словам, вторым важным аспектом является то, что в мире уже давно доминирует принцип доказательной политики, его важность подчеркивали и у нас в стране. "Это значит, что для выработки эффективных инструментов поддержки инновационного и научно-технологического развития нужно базироваться на исследованиях, включая как точечные, специализированные, например о мотивах и барьерах развития инноваций в конкретных регионах или отраслях или о возможных эффектах от принятия мер поддержки, так и регулярные, мониторинговые. Тогда можно давать не одномоментную оценку утвержденных мер, а смотреть на их результаты в динамике", - уверен Александр Чулок.

По его словам, многие вопросы инновационного развития упираются в готовность человека - причем как в готовность общества к новшествам, так и качества самих управленцев. "Например, по данным опроса более 240 крупных и средних российских компаний, умение видеть возможности в сложной, неопределенной среде выделяют как ключевую черту портрета управленца будущего более 69% опрошенных руководителей, наравне с эмоциональным интеллектом (49%) и знаниями методов форсайта и стратегического планирования (37%). Количество таких управленцев, способных придать новый импульс концепции индустриальных парков и технопарков, явно в разы меньше, чем требуется стране", - заключил Александр Чулок.

Новости из связанных рубрик