15.02.2001

На российском телекоммуникационном рынке началась экспансия IP-телефонии (передача голосового сигнала в виде пакетов данных по каналам Интернета). Телефонные компании говорят о том, что их потери из-за конкуренции с IP-операторами уже достигают 10% годового дохода.

Еще год назад традиционные телефонные операторы (и "Ростелеком", и коммерческие компании) относились к возможностям IP-телефонии скептически. Однако за последнее время выросло как количество IP-операторов (лицензию Минсвязи на этот вид услуг имеет более 400 компаний) , так и количество их клиентов.

"Для нас это около 10% недополученного дохода. Это сотни тысяч минут ежемесячно", - говорит коммерческий директор "Комбеллги" Ольга Гуськова. Ситуация теперь беспокоит и "Ростелеком", у которого тоже "есть потери", как подтверждает заместитель генерального директора компании Павел Алпетян.

"Это сверхрентабельный бизнес. Срок окупаемости проектов не превышает одного года", - говорит Сергей Беловолов, руководитель службы маркетинга компании "Тарио", одного из крупнейших IP-операторов в России. Затраты на организацию сети минимальны - арендованный телефонный номер, специальная мини-АТС и контракт с интернет-провайдером. Всего этого достаточно для того, чтобы оператор начал выпускать телефонные карты и предоставлять услуги телефонии.

По словам Вадима Журавлева, главного специалиста "Комстара" по услугам передачи данных, в большинстве случаев операторы IP-телефонии используют инфраструктуру традиционного оператора связи, не вкладывая денег в построение сети. За счет этого они могут предлагать низкие тарифы при низком качестве услуги (задержки в передаче речи, фон, искажения голоса).

Поначалу операторы IP-телефонии в основном занимались малыми корпоративными сетями. Но в последнее время они начали активно продвигаться на массовый рынок междугородной и международной связи. Их цены на услуги связи в 2 - 4 раза ниже цен на аналогичные услуги "Ростелекома". Например, минута разговора из Москвы с Нью-Йорком у "Ростелекома" стоит 89 центов, а по IP сетям - 5 - 10 руб.

Уже сейчас операторы IP-телефонии предоставляют свои услуги населению, мелким и средним компаниям. Пока это еще не затрагивает интересы крупных телефонных компаний, работающих с крупными корпоративными клиентами, для которых более важна не цена, а качество, говорит директор по маркетингу "МТУ-Информа" Дмитрий Дронов.

У традиционных операторов есть два варианта борьбы с IP-операторами, которых они называют "расхитителями трафика". С одной стороны, их можно отключать от телефонных сетей - но это не совсем законно. "Цивилизованным подходом могли бы быть соглашения между операторами", - говорит Гуськова. Традиционные операторы должны перестать относиться к IP-операторам как к "нерадивым клиентам", а воспринимать их как партнеров.

Крупные IP-операторы уже смогли убедить традиционных связистов пойти по этому пути. Алексей Гаранов, директор по продажам "Зебра Телекома", рассказал о партнерстве с "Макомнетом" и "Глобал Один", которое позволит компании не только организовать IP-телефонию по выделенным каналам (т. е. на более высоком уровне) , но и заняться местной телефонной связью. А "Тарио" заключил партнерские соглашения с "Ростелекомом", "Макомнетом" и "Телмосом".

Отношение телефонистов к IP-технологии меняется. "По мере наращивания производительности магистральных каналов и, как следствие, улучшения качества передачи голоса по IP-сетям эта технология станет более интересной и для крупных операторов", - считает Дронов.