Новости / ноябрь 2002
Недолет "Астры". Самый большой в мире спутник связи потерпел аварию


27.11.2002

Наша космическая индустрия потерпела одну из самых крупных неудач за последние годы. Стартовавшая с Байконура вчера ночью российская ракета "Протон" не смогла вывести на нужную орбиту европейский телекоммуникационный спутник Astra 1K - самый большой из когда-либо созданных гражданских космических аппаратов. Эта авария серьезно осложнит позиции России на рынке коммерческих запусков спутников.

Созданный французской компанией Alcatel Space спутник Astra 1K предназначался для ретрансляции радио- и телепрограмм, а также передачи мультимедийных данных. Это самый большой спутник связи в мире. Его вес составляет 5,25 т, длина - 6,6 м, размах антенн - 37 м. С расчетной орбиты Astra 1K должен был покрыть всю Европу. Люксембургская компания Societe Europeenne des Satellites (Европейское спутниковое сообщество, SES) планировала использовать его в качестве замены трем прежним спутникам серии Astra и резерва для еще четырех.

Контракт на запуск уникального спутника российской ракетой заключила компания International Launch Services (ILS) , совместное предприятие Lockheed Martin и Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева (производитель "Протонов"). Компания SES Astra - "дочка" международного спутникового оператора SES, занимающаяся операциями в Европе, - доверила уникальный спутник именно "Протону", так как этот носитель считается самым надежным (98% успешных запусков).

Однако ни одна современная ракета не способна вывести на геостационарную орбиту - а это 36 000 км от поверхности Земли, - спутник весом более пяти тонн. Поэтому "Протон-К" был дооснащен разгонным блоком "ДМ" производства ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия". Во время второго включения блока произошла авария, и спутник оторвался от разгонной платформы на высоте около 200 км.

Хруничевцы поспешили откреститься от аварии - ГКНПЦ выпустил официальный пресс-релиз, в котором подчеркивается, что в неудаче виноват разгонный блок производства РКК "Энергия". Один из сотрудников центра рассказал корреспонденту "Ведомостей", что при следующих коммерческих пусках ГКНПЦ будет использовать ракеты "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" собственного производства. В "Энергии" до расследования причин аварии ничего не комментируют.

Владельцы и производители Astra K1 отчаянно борются за жизнь спутника. Представитель Alcatel Space Лоран Циммерман рассказал "Ведомостям", что со спутником установлена связь. Однако, хотя все системы Astra K1 находятся под контролем, добраться до геостационарной орбиты самостоятельно он не способен. В SES Astra ищут пути, как поднять его на нужную высоту. Пресс-секретарь SES Astra Ив Фелтес заявил "Ведомостям", что компания не будет считать спутник утерянным по крайней мере еще сутки, пока не исчерпаны все возможные способы его спасения. Кроме того, в SES Astra изучают возможность использования спутника на его нынешней орбите.

Российские же эксперты уже попрощались с Astra K1. Заместитель генерального директора ГКНПЦ им. Хруничева Денис Пивнюк заявил, что собственные двигатели спутника не смогут поднять его в расчетную точку. "Даже если бы этот маневр удался, спутник израсходовал бы все горючее, без которого он нежизнеспособен", - добавляет он. Начальник пресс-службы "Росавиакосмоса" Сергей Горбунов ставит под сомнение даже минимальную полезность Astra K1 на нынешней орбите. "Сейчас Astra K1 не покрывает и десятой части запланированной территории. Кроме того, спутник регулярно уходит за горизонт. Для телетрансляции он абсолютно бесполезен", - поясняет Горбунов.

Вряд ли авария Astra K1 серьезно скажется на его владельцах, ведь спутник был застрахован на $217 млн. Главным пострадавшим станет ГКНПЦ им. Хруничева. По оценке Горбунова, центр может лишиться как минимум двух контрактов. Это много для рынка космических запусков - во всем мире их совершается порядка 30 в год. Запуск спутника "Протоном" стоит около $70 млн.

Кроме того, пока неясно, согласится ли SES Astra доверить следующий спутник российской ракете. Особенно если вспомнить, что SES не первый раз не повезло на Байконуре. В декабре 1997 г. точно такая же связка "Протона-К" и разгонного блока "ДМ" "уронила" спутник другой дочерней компании SES - AsiaSat.