СЕРГЕЙ ЛЕСКОВ
Источник: "Известия"
26.11.2002

Во вторник ранним утром на космодроме Байконур потерпела аварию тяжелая российская ракета "Протон-К", которая должна была вывести на орбиту самый тяжелый в мире европейский спутник связи "Астра-1К". Отказ произошел на последнем этапе, когда не сработал разгонный блок ДМ-3, изготовленный российской ракетной корпорацией "Энергия". Вместо расчетной орбиты 36 тысяч км спутник застрял на высоте всего 200 км, что делает невозможным его спасение.

Космический аппарат "Астра-1К" разработан и изготовлен французской компанией Alcatel Espace, дочерним отделением корпорации, повсеместно известной своими "мобильниками". Спутник "Астра-1К" был предназначен именно для обеспечения мобильной и интернет-связи в Центральной и Западной Европе, а также для ретрансляции теле- и радиопрограмм. Размах спутниковых антенн должен был достигнуть 37 метров. Запуск осуществлялся совместным предприятием International Launch Services, которое образовано американским Lockheed Martin и российскими Государственным космическим центром имени Хруничева и корпорацией "Энергия". Последняя, собственноручно изготовив разгонный блок ДМ-3, подрубила сук, на котором сидела вместе с компаньонами.

В мире не бывает безотказной техники. Новая европейская ракета "Ариан-5" имеет значительно более высокий, чем наш "Протон", процент аварийности. И в США ни у одной ракеты нет подобной надежности. Но эта авария особенно неприятна и невыгодна России по нескольким причинам. Потому что, в отличие от европейцев и американцев, финансирование, а значит, само выживание нашей космонавтики зависит от гарантийного выполнения коммерческих заказов. Это более половины наших средств на мирную космонавтику.

Всего месяц с небольшим назад на другом космодроме - Плесецк - потерпела аварию ракета "Союз-5". На борту находился спутник "Фотон-М" с американской научной аппаратурой. Из-за аварии на стартовом столе погиб солдат, несколько человек получили ранения. Правда, после этого "Союз" реабилитировался, удачно доставив на международную станцию экипаж с первым бельгийским космонавтом. Последние же, две подряд, аварии "Протона" случились в 1999 году.

Совместное предприятие ILS с российской ракетой "Протон" в 2001 году оккупировало 50% мирового рынка коммерческих запусков - 9 стартов из 18. В этом году "Протон" стартовал с космодрома 6 раз. Год от года рынок падает из-за объективного сокращения спроса на космические услуги. Цена каждой неудачи в этой ситуации возрастает многократно. А ведь в 2002-2003 годах на рынок должны выйти несколько новых носителей - американские "Дельта-4" и "Атлас-5" (по иронии судьбы, с российскими двигателями, которые делают в Химках), а также японская "Н2-А".

Разгонный блок ДМ-3 (по существу четвертая ступень трехступенчатого "Протона") и раньше приводил к отказам. Из-за него, к примеру, погибла наша последняя межпланетная экспедиция к Марсу. Недоверие к этому двигателю заставило Центр имени Хруничева разработать собственный разгонный блок "Бриз-М". Этот блок прошел успешные испытания, но, видимо, в рамках совместного предприятия компаньоны вынуждены идти на взаимные уступки.