Александр БорейкоЮрий ГрановскийВедомости 16 января 2004
16.01.2004

Четвертый по величине российский сотовый оператор СМАРТС отказался от планов выхода на столичный рынок в ближайшей перспективе. Оператор принял решение продать компанию "Трафик", которая через суд пытается получить GSM-лицензию на московский регион. Минсвязи отказывается выдать "Трафику" лицензию, ссылаясь на дефицит частотных ресурсов.

ООО "Трафик" в декабре 2001 г. подало в Госкомиссию по радиочастотам (ГКРЧ) заявку на получение частот в диапазоне 1800 МГц в Москве и области, но получило отказ, мотивированный тем, что весь имеющийся частотный ресурс в регионе уже распределен между действующими GSM-операторами. Через некоторое время компания подала на отказавшие ей инстанции в суд. В июле 2002 г. 58% уставного капитала "Трафика" купил поволжский сотовый оператор СМАРТС.

Два года назад генеральный директор СМАРТСа Геннадий Кирюшин заявлял, что дело "Трафика" имеет отличную перспективу, и выражал готовность доказать это в суде. Однако с тех пор ситуация складывалась не в пользу "Трафика" и СМАРТСа - "Трафик" последовательно проигрывал в судах всех инстанций.

На этой неделе совет директоров СМАРТСа принял решение о продаже 58% уставного капитала "Трафика". "Мы не видим смысла в дальнейших разбирательствах. Суд не принимает нашу сторону. Приходится признать, что получить лицензию GSM-1800 на Москву не вышло", - рассказал "Ведомостям" Кирюшин. По его словам, доля в "Трафике" была приобретена за символическую сумму и будет продана практически по номиналу прежним владельцам. "СМАРТС не насовсем отказывается от идеи выйти на московский рынок, однако сейчас это не первоочередной проект", - подытоживает Кирюшин.

Генеральный директор "Трафика" Анатолий Кулагин говорит, что сам выступил с предложением о выходе СМАРТСа из состава совладельцев компании. "Бессмысленно сражаться против ветряной мельницы", - сетует он. А вот у другого совладельца "Трафика", Вячеслава Панченко (в прошлом руководителя управления планирования и назначения частот Госглавсвязьнадзора) , настрой куда более оптимистичный. "У нас есть основания надеяться на положительный исход нашего дела", - заявил "Ведомостям" Панченко. По его словам, "Трафик" подает новые иски и теперь пытается добиться признания незаконными некоторые подведомственные акты Минсвязи. Это, по мнению Панченко, позволит "Трафику" получить лицензию, а также "снизить роль административного ресурса на телекоммуникационном рынке".

В Государственном радиочастотном центре, в свое время отказавшем "Трафику" в частотах, по-прежнему утверждают, что получение еще одной лицензии на московский регион невозможно из-за физического отсутствия радиочастот. Эксперты рынка тоже скептически относятся к словам Панченко.

"Я никогда не верил, что "Трафик" поможет СМАРТСу выйти на московский рынок. Его шансы на получение частот всегда были близки к нулю", - говорит вице-президент банка "Траст" Вячеслав Николаев. Однако он не считает, что СМАРТС что-то потеряет, отказавшись от плана покорения столицы.

"Выход на московский рынок СМАРТСу и не нужен. Даже если бы этот проект был теоретически осуществим, окупить его было бы невозможно. Места для еще одного GSM-оператора в Москве нет не только из-за частотного дефицита, но и из-за насыщенности столичного рынка. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на невпечатляющую динамику роста абонентской базы заведомо более сильного "МегаФона", - говорит Николаев.

С этим мнением не согласен старший консультант ACM-Consulting Антон Погребинский. "Безусловно, СМАРТС вряд ли мог бы рассчитывать на значимую долю рынка в Москве. Однако, имея в столице незагруженную сеть, компания не только смогла бы предоставлять своим путешествующим абонентам льготный внутрисетевой тариф, но и обслуживать большое количество иностранных роумеров", - поясняет он.

По его мнению, теперь единственная возможность для СМАРТСа работать на московском рынке - стать частью какого-нибудь из существующих игроков. "На сегодняшний день потенциально заинтересованной в такой покупке компанией является МТС. Она по сравнению с другими операторами "большой тройки" не так сильна в Поволжье", - говорит Погребинский. Однако директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский уверяет, что никаких конкретных планов в отношении приобретения СМАРТСа у компании нет.