АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА, РБК DAILY
10.05.2007

"ВымпелКом" активно развивает свой Wi-Fi-проект - оператор открыл точки доступа в Интернет в аэропортах Нижнего Новгорода, Казани и Уфы и скоро планирует запуск в Самаре. Тем временем и МТС с "МегаФоном" участвуют в Wi-Fi-проектах партнеров. Эксперты уверены, что строительства масштабных сетей беспроводного Интернета от сотовых операторов ждать не следует - небольшой по объему рынок Wi-Fi-доступа неинтересен крупным операторам.

К сети Wi-Fi-хот-спотов "ВымпелКома" в Москве, Петербурге, Перми и Челябинске прибавилось еще четыре города. Компания запустила в тестовую эксплуатацию услугу высокоскоростной передачи данных на основе Wi-Fi в аэропортах Нижнего Новгорода, Казани и Уфы. Оператор рассчитывает стать интернет-провайдером для бизнес-пользователей, которым необходим быстрый доступ к Сети во время поездок. Уточнить, когда сервис заработает в коммерческом режиме в пресс-службе "ВымпелКома" затруднились. Пока Интернет от "ВымпелКома" по Wi-Fi бесплатный, но планируется, что в дальнейшем абоненты смогут оплачивать его с лицевого счета, а клиенты других операторов - с помощью карточки предоплаты "Билайн".

Wi-Fi занимался и МТС, но в начале 2006 года компания сменила партнера "Таком" на "Комстар-ОТС", которая, как и МТС, принадлежит АФК "Система". "Теперь мы реализуем этот проект совместно с "Комстаром", - уточняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Сейчас "Wi-Fi-Комстар" насчитывает более 130 хот-спотов, и в течение года планируется открыть еще около 80 точек доступа. Вместе с 200 Wi-Fi-таксофонами к концу года сеть расширится до 400 хот-спотов. "Наши абоненты могут оплатить услуги Интернета в этих точках доступа с помощью SMS-авторизации", - говорит г-жа Осадчая.

По словам пресс-секретаря "МегаФона" Марины Белашевой, у оператора тоже есть проект Wi-Fi - в Петербурге и Самаре. Но, в отличие от конкурента, точки доступа он открывает не самостоятельно, они принадлежат партнерам. "МегаФон" позволяет оплачивать услуги доступа в Интернет в этих хот-спотах с помощью SMS и своих скретч-карт. "Этот проект следует рассматривать скорее как опытную площадку для тестирования спроса, но не как попытку найти альтернативу нашему основному бизнесу - сотовой связи", - поясняет г-жа Белашева.

"Для сотовых компаний Wi-Fi не особенно интересен как отдельный сегмент бизнеса. Это небольшая допуслуга, имиджевая акция", - утверждает глава аналитического отдела компании SUP Fabrik Борис Овчинников. На фоне многомиллиардного сотового рынка Wi-Fi выглядит карликом: по данным Инфокоммуникационного союза, объем рынка широкополосного беспроводного доступа в Интернет в прошлом году едва перешагнул за 8 млн долл. - меньше десятой доли от всего отечественного рынка скоростного Интернета. Однако к 2010 году союз прогнозирует рост этого сегмента рынка до 300-500 млн долл.

Впрочем, эксперты считают, что такой прогноз вряд ли заинтригует сотовиков, которые недавно получили лицензии на строительство сетей по технологиям 3G с более высокой скоростью мобильного Интернета. "Хотя у сотовых компаний достаточно денег, чтобы развертывать масштабные Wi-Fi-сети, но вкладывать в этот бизнес они вряд ли станут, сейчас у них иные приоритеты", - говорит аналитик J'son & Partners Ирина Астафьева. По ее мнению, развивая Wi-Fi-проекты, "большая тройка" лишь оценивает этот рынок на целесообразность инвестиций.