Леонид Коник
© ComNews
03.12.2003

Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" вчера ввел в коммерческую эксплуатацию новую услугу "GPRS корпоративная сеть". Она ориентирована на корпоративных клиентов и обеспечивает им возможность беспроводного доступа к информационным ресурсам своей компании. Уникальность услуги состоит в том, что для каждого корпоративного клиента "МегаФон" создает отдельную выделенную GPRS-сеть.

По словам директора по новым услугам Северо-Западного филиала "МегаФона" Дениса Ночевнова, все существующие на региональном рынке предложения по созданию беспроводных корпоративных сетей предполагают использование публичных сетей Интернет. "Для корпоративных клиентов критически важна безопасность передаваемой информации. Во многих крупных компаниях службы безопасности запрещают использование Интернета для доступа в корпоративную сеть", - говорит Денис Ночевнов. Он отмечает, что для защиты информации, передаваемой по открытым сетям, существуют различные механизмы (например, динамически изменяемые ключи), но эта информация может быть перехвачена и дешифрована. Предлагаемая "МегаФоном" корпоративная сеть в принципе исключает возможность доступа в нее посторонних лиц. "Система сложная, и мы потратили на ее внедрение целых полгода", - отмечает Денис Ночевнов.

Услуга "GPRS корпоративная сеть" предполагает использование специальных SIM-карт, которые дают доступ в закрытую сеть, и установку маршрутизаторов Cisco под каждого клиента на собственном коммутаторе. Процедура подключения каждого корпоративного клиента занимает 3 недели. В тестовом режиме специальных тайм-слотов тестерам услуги "GPRS корпоративная сеть" не выделялось, что иногда вызывало проблемы с доступом и скоростью передачи информации. Однако сейчас, по заверению Дениса Ночевнова, пользователям "GPRS корпоративной сети" выделяется по 2 тайм-слота на каждом передатчике.

Новой услугой заинтересовались 5 корпораций, среди которых - "Балтийский банк" и нефтяная компания Neste. Все они приняли участие в тестировании услуги. Технический менеджер офиса Neste Евгений Бабушкин сообщил репортеру ComNews.ru: "Наша материнская компания находится в Финляндии, и мы знали, что там она давно использует такую услугу. Поэтому мы обратились в "МегаФон" с просьбой ее организовать, и нашли в этом понимание". По словам Евгения Бабушкина, Neste использует услугу "GPRS корпоративная сеть" для электронной почты между автозаправочными станциями и офисом, обновления антивирусных программ и специальных операций с АЗС (суммарный трафик на каждом из объектов составляет у Neste около 70 Мбайт в месяц). До этого компания пыталась делать то же самое с использованием оборудования радиодоступа компании "ПетерСтар" и сотовой сети SkyLink (CDMA-450). По данным Бабушкина, все эти варианты не обеспечивали необходимого уровня защиты передаваемой информации.

"Балтийский банк" применил "GPRS корпоративную сеть" для подключения банкоматов и систем продаж по пластиковым картам (POS-терминалов) в тех местах, где невозможно кабельное подключение. Заместитель начальника процессингового центра "Балтийского банка" Алексей Щеглов рассказал ComNews.ru, что пока банк подключил по GPRS-сети "МегаФона" 20 банкоматов и POS-терминалов в Петербурге и один - в Москве. "Сейчас наш банк активно развивает региональную сеть, и нам услуга "GPRS корпоративная сеть" особенно интересна в регионах - ведь там проблемы с проводной связью гораздо серьезнее, чем в столицах". По данным Алексея Щеглова, потребность "Балтийского банка" в подключении по защищенным радиоканалам только в 2004 г. составят не менее 100 точек. "Балтийский банк" также пытался воспользоваться радиоканалами других провайдеров, в том числе - оператора транкинговой связи "РадиоТел", однако не удовлетворился результатами.

Услуга "GPRS корпоративная сеть" предполагает и удаленный доступ в корпоративную сеть из других регионов и стран с использованием GPRS-роуминга. Коммерческий директор Северо-Западного филиала "МегаФона" Николай Деменчук сообщил, что сейчас GPRS-роуминг установлен с Москвой, Финляндией, Нидерландами, Австрией, Турцией и Мальтой. "Предлагаемое нами решение открывает новые возможности для клиентов, бизнес которых требует частых деловых поездок или работы вне офиса", - говорит Николай Деменчук.

Стоимость подключения одного клиента в рамках услуги "GPRS корпоративная сеть" составляет $1500, а абонентская плата - $30 в месяц с каждой SIM-карты. При этом оплата ведется не за время, потраченное на прием или передачу данных, а за их объем. В дневное время тариф "МегаФона" составляет $0,30 за Мбайт, а ночью - $0,20 за Мбайт.

До сих пор подобную услугу реализовал лишь сотовый оператор "ВымпелКом" (сеть "Би Лайн") в Москве. Еще год назад он вывел ее на рынок (см. новость ComNews.ru от 4 декабря 2002г.). Принципиальное отличие услуги "ВымпелКома" состоит в том, что для всех клиентов создана общая выделенная GPRS-сеть, а для разграничения доступа между разными корпоративными клиентами приглашена третья сторона - фирма-администратор.
"Для наших корпоративных клиентов особую важность имеет безопасность удаленного доступа к корпоративной сети, поэтому при разработке услуги "GPRS корпоративная сеть" участие в ее реализации сторонних компаний для нас было неприемлемо", - отметил Денис Ночевнов.
При выводе на рынок абонентская плата за эту услугу составила у "ВымпелКома" $20 в месяц ($10 - "Би Лайн", $10 - "Эквант"), а 1 Мегабайт трафика  обходился в $1 ($0,7 - "Би Лайн" и $0,3 - "Эквант") на одного абонента.