Редколонка / июнь 2009
Большая навигационная

ОЛЕГ СИНЧА,
обозреватель журнала "Стандарт"
© ComNews
15.06.2009


Олег Синча: "В России появилась еще одна тройка федеральных операторов, тройка операторов спутниковой навигации"
Олег Синча: "В России появилась еще одна тройка федеральных операторов, тройка операторов спутниковой навигации"

Слагал я на прошлой неделе материал о ГЛОНАСС для журнала "Стандарт". И так вышло, что самое любопытное в него не вошло. Ну, как-то так получилось… А не написал я о том, что в России появилась еще одна тройка федеральных операторов, тройка операторов спутниковой навигации.

Еще на Международном форуме по спутниковой навигации, который прошел весной 2008 года, шли разговоры о том, что пора создавать федерального оператора системы ГЛОНАСС. Но в тот момент никто не представлял, как эту идею реализовать. Точнее, может, кто и представлял, да только этими представлениями особо не делился.

И вот минул год. Казалось бы, что можно успеть за год... Однако оказалось, что в стране уже действуют крупные компании, которые специализируются на мониторинге и диспетчеризации автотранспорта: московские "Русские Навигационные Технологии" (РНТ), "М2М-телематика" и орловская Единая Национальная Диспетчерская Служба (ЕНДС). По словам исполнительного директора РНТ Ивана Нечаева, на троих эти операторы контролируют три четверти всего рынка диспетчеризации автотранспорта.

Наверняка кто-то усмехнется, мол, что это за рынок такой… Действительно, сейчас всего 200 тыс. корпоративных автомобилей оборудовано системами спутниковой навигации. По этому рынку нет даже серьезной аналитики. Однако еще несколько лет назад его и вовсе не было. А сейчас - поди погляди, как в рост пошел. А ведь только коммерческого и автотранспорта в России - 3,5-4 млн единиц. Это, конечно, не сотовый рынок, однако и доходность его несравнима с мобильной связью.

Недаром ведь к мониторингу автотранспорта присматривается АФК "Система". Впрочем, возможно, что со стороны "Системы" это лишь эмуляция внимания, и на самом деле корпорация к этому рынку присматривается не ахти как пристально. Напомню, ее дочерние компании - ОАО "Ситроникс" и ОАО "Концерн "РТИ Системы" - совместно с Российским научно-исследовательским институтом космического приборостроения (РНИИ КП) зарегистрировали компанию ОАО "Навигационно-информационные системы" (НИС) еще в 2007 году. Однако, как говорится, воз и ныне там. "Система" не спешит что-то делать на этом рынке.

НИС создавалась для того, чтоб разрабатывать конкурентоспособные ГЛОНАСС-навигаторы. Однако, в "Ситрониксе" неофициально признались, что пока компания не готова "клепать" нужные чипы. В результате заказ на разработку чипсета ушел к американской Qualcomm, а весной 2009 года начальник управления связи и навигации Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Шилов рассказал журналистам, что, оказывается, АФК "Система" и РНИИ КП создали GPS/ГЛОНАСС-оператора, который будет оказывать услуги госпредприятиям.

И все бы оно хорошо, да только в самой "Системе" втихую говорят, что пока в отношении создания оператора ничего не происходит. Ну, то есть на бумаге труд идет, а де-факто "Система", чтоб не прогадать, ждет, когда будут приняты все необходимые нормативны акты. Ну, чтобы понимать, кому, как, и чего оказывать. И вот пока "Система" в позе роденовского мыслителя сидит над учредительными документами, тройка юных и шустрых активно покрывает просторы России (и даже СНГ) своими филиалами. И производители оборудования, карт и программного обеспечения о РНТ, "М2М-телематика" и ЕНДС уже говорят, как о тройке навигационных операторов. Так что, вполне возможно, что к тому времени, когда "Система" расшевелит свои телеса, уже и подключать будет некого. А о пока еще маленьких операторах мы будем говорить, как о большой навигационной тройке.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Комментарии :
    Совок какой-то Qwerty112 15.06.09 08:31
    Когда нужно сделать инновационный шаг - обязательно нужны затраты. К тому же не всегда их можно оценить ы полном объеме. А зачем какому-то менеджеру ходить и доказывать необходимость инвестиций и потом за них отвечать, если Маккензи учит сокращать издержки? Гораздо продуктивнее для полученимя годового бонуса заморозить инвестиции на развитие и уволить пару оставшихся инженеров.

    Это не совок, а "помой-ка" stik 15.06.09 11:17
    В АФК "Система" никакого бизнеса никогда не создавали, покупали и использовали готовые успешные бизнес-решения. Здесь же нужны вложения (что в принципе сомнительно, а тем более в кризис)и мозги, т.е. специалисты. А специалисты уже все при деле. Поэтому АФК и ждет решений Правительства об "особых" полномочиях, чтобы успешно осваивать бюджетные потоки. Словом "помоечная" машина создана, а деньги будут отмывать в первую очередь для Роскосмоса. Не даром же г-н А. Шилов возглавляет совет директоров ОАО "НИС".

    Хочу, как минимум, в долю Конкурент 15.06.09 16:25
    Олег!А сколько стоит "слагать" материал? У меня есть желание составить Вам достойную конкуренцию. И слог у меня достойнее, и на обывателя больше воздействия будет. Может возьмете в долю на паритетной основе?

    RE: Хочу, как минимум, в долю Олег Синча 16.06.09 17:08
    Возьму в любую долю, тем, более коль литературным даром Вы не обделены. Будем сообща смущать умы... Однако, сперва следует внести членский взнос, размеры оного я Вам сообщу дополнительно. Так сказать, после ознакомления с Вашими бухгалтерскими документами. С уважением, Олег

    Голый король? Сталкер 16.06.09 10:28
    Так что, долгожданного оператора, о котором так много говорили и писали, таки нет? Непонятно, вроде как сами пишете, что он создан, кто-то даже знает, что председатель СД там такой солидный, уже не начупр, а целый зам, чего не хватает-то?Ау, НИС, покажитесь!

    "Гримасы бизнеса" Бессистемный 16.06.09 10:32
    Ага, АФК Система сама создавать не умеет, а покупать у неё денег теперь нет. Так что, мимо кассы и курить в сторонке?