Редколонка / декабрь 2009
Дорекламировались


© ComNews
16.12.2009


Валерий Кодачигов: " Если "борьба бульдогов под ковром" пойдет дальше так же, как идет сейчас, первый мультиплекс по набору каналов будет совсем иным, нежели записано в указе Президента РФ".
Валерий Кодачигов: " Если "борьба бульдогов под ковром" пойдет дальше так же, как идет сейчас, первый мультиплекс по набору каналов будет совсем иным, нежели записано в указе Президента РФ".

История с отставкой советника Президента РФ Михаила Лесина обрастает все новыми подробностями. Вчера стало известно, что группа депутатов-единороссов внесла в Госдуму законопроект, согласно которому от телеэфира отлучат рекламные группы, доля которых на рынке превышает 35% - если доля продавца рекламы в течение двух и более лет превышала этот порог, компании объявят, что она имеет "преимущественное положение на рынке" - со всеми вытекающими последствиями. Также законопроект предусматривает, что с момента превращения его в закон, телеканалы, в капитале которых участвует государство, будут выбирать рекламное агентство на тендере.

Очевидно, что новый законопроект бьет, в первую, очередь, по рекламному агентству "Видео интернешнл" (ВИ), отцом-основателем которого является недавно отправленный в отставку Михаил Лесин. Дело в том, что ВИ продает почти 60% рекламы, которую мы с вами видим на центральных телеканалах. Одной из последних успешных сделок ВИ стал контракт с "Национальной Медиа-Группой" (НМГ), в рамках которого агентство получало эксклюзивные права на продажу рекламы на принадлежащих НМГ каналах: "Петербург - Пятый канал" и РЕН-ТВ (в рейтинге "TNS-Россия" они занимают, соответственно, тринадцатое и шестое места). Такое положение вещей, как говорят осведомленные участники рынка, очень сильно не устроило холдинг "Газпром-Медиа" и подконтрольного ему продавца телерекламы "Алькасар". После истории с НМГ, якобы, компромат на Михаила Лесина в Кремль лично доставил председатель совета директоров "Газпрома" Алексей Миллер. Основное обвинение, которое, по слухам, предъявили господину Лесину, заключается в том, что он без разрешения высшего руководства начал "подыгрывать" НМГ: активно участвовал в разработке стратегии компании, договаривался о расширении ее бизнеса и даже, как говорят, привлек ко всем этим проектам экс-главу холдинга "СТС-Медиа" Александра Роднянского.

И Михаил Лесин, и Александр Роднянский теперь не в лучшем положении. Проверкой ВИ на предмет монополизма плотно занялась Федеральная антимонопольная служба. В свою очередь, СТС возбудил судебные иски против Роднянского (по утверждениям истца, экс- президента холдинга не имел права работать на конкурентов в течение двух лет с момента отставки). Что-то подсказывает мне, что Александр Роднянский это дело не выиграет. За СТС стоит "Альфа-Групп", которой принадлежит блокирующий пакет акций медиахолдинга. А, как известно по опыту телекоммуникационного рынка, ребята Михаила Фридмана подобные иски не приучены проигрывать в принципе.

Что еще немаловажно - вся эта трагикомическая история разворачивается вокруг НМГ, любимого детища Юрия Ковальчука, которому молва приписывает чуть ли не личную дружбу с нынешним премьер-министром России Владимиром Путиным. Действительно, Ковальчуку совсем недавно было позволено очень многое. С его именем связывают беспрецедентную скупку 40% акций ОАО "Ростелеком". В прошлом году Ковальчук без проблем выкупил ОАО "Национальные Телекоммуникации" у группы "Нафта-Москва". Наконец, НМГ стала владельцем РЕН-ТВ и "Пятого канала" (входящего, кстати, в т.н. первый мультиплекс цифрового ТВ). Так что же будет теперь?

"Бизнесовая" версия говорит о том, что события, связанные с Лесиным, Роднянским и Ковальчуком - следствие передела места (точнее, гигантских рекламных бюджетов), вращающихся вокруг каналов первого мультиплекса. Хотя до полной цифровизации российского ТВ еще очень далеко, российские участники рынка уже начали борьбу за каналы, которые все операторы вещания должны транслировать бесплатно. Бренды "борцов" хорошо известны - это ОАО "Первый канал", ФГУП "Всероссийская телевизионная и радиовещательная компания", и, естественно, "Газпром-Медиа". Если "борьба бульдогов под ковром" пойдет дальше так же, как идет сейчас, первый мультиплекс по набору каналов будет совсем иным, нежели записано в указе Президента РФ.

Вторая версия гласит, что центральное телевидение уже сейчас, загодя готовят к президентским выборам 2012 года (Михаил Лесин был и остается членом совета директоров "Первого канала"). В связи с этим действия Президента России представляются вполне обоснованными и логичными. Глава государства хочет, чтобы у руля грандиозного идеологического проекта стояли только люди из "его команды". Чем все это обернется для российского медиарынка - остается только гадать.

Мнения авторов рубрики "Колонка" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты

Комментарии :
    Наглый коррупционер особо опасен для остальных... Qwerty112 16.12.09 08:54
    ...участников рынка.