Точка зрения / октябрь 2011
Игорь Заболотный: "Если есть более широкий интерес к нашему бренду Qwerty, то это обсуждаемо и, думаю, вполне исполнимо"

ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА, СOMNEWS
27.10.2011


1Заболотный

О продаже активов московской компании "Центральный телеграф" (бренд Qwerty, принадлежит холдингу "Связьинвест") разговоры ходят уже не один месяц. По последним данным от официальных представителей претендента на покупку активов Qwerty - "Ростелекома" и самого "Центрального телеграфа" компании изучают возможные варианты купли-продажи. "Ростелеком" уже получил список объектов "Центрального телеграфа" для due diligence. Как заявил на проходящей в Женеве выставке ITU Telecom World президент "Ростелекома" Александр Провоторов, операторы пока не согласовали объем активов, которые входят в эту сделку. Как сейчас обстоит ситуация и о других проектах компании в беседе с репортером ComNews рассказал генеральный директор "Центрального телеграфа" Игорь Заболотный.

- Купленные "Ростелекомом" "Национальные телекоммуникации" (НТК), предоставляющие широкополосный интернет-доступ под брендом Onlime, и "Центральный телеграф" с аналогичным проектом под брендом Qwerty обсуждали варианты объединения своих проектов. Среди вариантов в июне этого года озвучивалась взаимная аренда каналов, а также выкуп проекта Qwerty "Ростелекомом". Сделан ли выбор?

- Тогда мы подписали с "Мостелекомом" соглашение о конфиденциальности, в связи с чем я не могу раскрывать детали переговоров. Мы обсуждали различные возможности использования имеющейся инфраструктуры, в том числе взаимную аренду каналов, обмен ресурсами и искали оптимальный вариант, который привел бы к максимальному синергетическому эффекту в рамках группы.

Сейчас мы завершили разговор о возможностях обмены инфраструктуры между нашими компаниями и сосредоточили все свои усилия на подготовке к сделке купли-продажи активов "Центрального телеграфа" в Москве.

- Какой интерес в такой сделке для "Центрального телеграфа"?

- "Ростелеком" в лице "Мостелекома" и НТК интересует наш проект в Москве целиком, а мы стремимся сохранить для себя возможность развития в области. Именно поэтому мы ведем переговоры о купле-продаже "Центрального телеграфа" в Москве и стремимся понять, какую выгоду можно извлечь от такой сделки. Собственно, это даст нам свободные средства для развития в области.

Но если есть более широкий интерес к нашему бренду Qwerty, то это обсуждаемо и, думаю, вполне исполнимо.

- В июне "Центральный телеграф" совместно с "Скай Линком" (принадлежит "Ростелекому") объявил о запуске услуги мобильного беспроводного доступа в Интернет. Как развивается проект?

- Мы изначально говорили, что проект ориентирован на активных пользователей нашей сети ШПД. То есть, "Центральный телеграф" считает это решение одним из элементов программы лояльности и не продвигает его через розничные сети. Мы предоставляем услугу только по заявкам наших клиентов.

В целом проект развивается нормальными темпами, мы по-прежнему планируем за год с момента запуска услуги подключить к ней около 5 тыс. наших самых активных абонентов.

- В мае "Центральный телеграф" заключил с разработчиком телекоммуникационного оборудования Iskratel соглашение о создании многофункционального медиацентра. Привлекались ли другие партнеры для проекта?

- Мы практически завершили подготовительный этап вывода многофункционального медиацентра на сеть, сейчас проходит самая ответственная часть работы – тестирование в "боевых" условиях. Продукт не самый простой, поэтому мы решили уделить его проверке на прочность больше времени, чем планировалось и, кроме того, привлечь к тестированию наших самых продвинутых пользователей. Огромный интерес, который проявлен к медиацентру, свидетельствует о том, что мы выбрали правильное направление – обеспечить доступ к информации и доставку контента наиболее удобным для абонента способом – на компьютер, на экран телевизора или другое устройство с использованием любой технологии: Ethernet, коаксиального кабеля, Wi-Fi.

Более того, мы привлекли в проект еще несколько партнеров (CTI, Dune) и, как и планировалось, готовим к тестированию целую линейку медиацентров разных форматов, чтобы предложить нашим пользователям решения на любой вкус и кошелек.

- Какие возможности будут у этого медиацентра?

- Дополнительные возможности медиацентра мы показывали на сочинском инвестиционном форуме – это интеграция в медиацентр точки доступа WiFi, кардридера для работы с универсальными электронными или обычными банковскими картами, новый qwerty пульт дистанционного управления, возможности управления с iPhone и iPad.

- Летом "Центральный телеграф" и Iskratel должны были протестировать созданный совместно медиацентр, а в сентябре 2011 г. эту приставку планировалось запустить в коммерческую эксплуатацию. Принято ли решение о коммерческом запуске проекта?

- Как я уже говорил, в сентябре мы поняли, что наше предложение все еще не вполне обкатано. У нас не были полностью завершены сквозные тесты всей линейки оборудования и приложений – от устройства для доступа к сети до средства его отображения. Много вопросов оставалось по защите контента, потребовалось время на адаптацию систем управления и биллинга. Тем не менее, мы рассчитываем на то, что коммерческая реализация начнется в этом году. В качестве одного из перспективных путей развития идеи медиацентра для всей семьи нам представляется тесная интеграция с производителями телевизионных приемников с одной стороны и контента с другой.

- Какой доход от проекта планируете?

- Как показывает практика, проникновение таких сложных решений, как медиацентр составит от 5 до 10%% от общей абонентской базы, так что речь скорее должна идти не о доходе от проекта, тем более что он для нас не затратный. Скорее мы рассчитываем на сохранение и увеличение объемов потребления услуг в условиях жесткой конкуренции и, соответственно, увеличения ARPU. Наша ближайшая цель – 5 тыс. пользователей медиацентров в 2012 году.

- Сколько будут стоить многофункциональные приставки для потребителей? Что будет входить в базовый вариант? Каковы схемы продажи?

- Если говорить об оборудовании, то базовый вариант это собственно сам медиацентр. По стоимости сейчас медиацентры дорогое удовольствие, дороже хороших STB, но все равно дешевле зоопарка абонентского оборудования с аналогичным функционалом. Поэтому, скорее всего, медиацентры будут предоставляться в аренду, вместе с полным пакетом услуг – Интернет, телевидение, включая пакет HD, телефон.

- Как развивается HD-направление компании?

- Первый пакет телевидения высокой четкости Qwerty - "СемейQа HD" – был открыт для подключения в октябре 2010 года. Мы наращиваем пакет HD и сейчас у нас 7 HD-каналов.

Также нашими специалистами разработано и внедрено специальное программное обеспечение, которое позволяет в реальном масштабе времени "отсмотреть" аудиторию, понять, кто смотрит тот или иной канал в данный момент. Это уникальное решение, которого нет ни у кого из операторов в России. Мы разработали такое решение почти год назад и успешно им пользуемся, динамично изменяя состав телевизионного пакета в зависимости от рейтинга телесмотрения.

- Есть планы сделать такой проект коммерческим?

- Не уверен, что этот продукт можно сделать коммерческим, поскольку он ориентирован на сеть одного оператора, то есть разработан для нас. Но мы с удовольствием можем оказывать услугу по оценке статистики телесмотрения тем телеканалам, чей продукт транслируется в нашей сетке.

- Как развивается проект по услуге IP-телефонии, в рамках которого оператор предлагает специальное программное обеспечение и московский городской номер? До сих пор предпочитаете сотрудничать по этому проекту только с ритейлером "Связной"?

- В месяц в Москве мы продаем около 90-100 коробочных решений. Пока работаем со "Связным". Остальные сети пока присматриваются к нашему предложению. Кстати, через московские салоны "Связного" мы продаем около 5-6% наших подключений по широкополосному доступу в Интернет (а это услуга входит в сервис ШПД), и, вполне, удовлетворены результатами нашего сотрудничества.

- Раскройте планы по инвестициям на следующий год. Каковы ближайшие планы компании?

- До утверждения бюджета на 2012 год мы не будем детально рассказывать об инвестициях. Могу лишь сказать, что компания традиционно ориентируется на объем инвестиций примерно составляющий 10% от доходов. Структура инвестиций будет также традиционной – более 90% инвестбюджета направляется на проекты с финансовой отдачей.

Что касается планов, будем собирать контент, который интересует наших пользователей, расширять нашу аудиторию телезрителей за счет приверженцев iPhone и iPad, для этого разрабатываются решения. Продолжим работать над нашими устройствами доступа – медиацентрами.

Что касается развития сетей передачи данных, мы намерены завершить реконструкцию сетей PON – это пассивная оптическая сеть, одна из первых "поновских" сетей в Москве. В области  традиционной телефонии будем переходить с TDM на NGN – проект уже стартовал. Реализуется очень много клиентских проектов по коммерческой и жилой недвижимости, по услугам для госсектора. Так что в 2012 год мы смотрим с оптимизмом.