Точка зрения / январь 2012
ViaSat поверил в "Протон"

Марк Данкберг, генеральный директор ViaSat Inc.
Стандарт|http://comnews.ru/standart
10.01.2012

В конце октября International Launch Services Inc. (ILS) – «дочка» ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, которая осуществляет запуски в интересах зарубежных заказчиков, – вывела на орбиту американский космический аппарат ViaSat-1. Вскоре после успешного запуска первого в истории компании спутника генеральный директор ViaSat Inc. Марк Данкберг дал интервью главному редактору «Стандарта» Леониду Конику.

- Почему ViaSat – производитель оборудования спутниковой связи – решил заказать первый спутник?

- ViaSat-1 – первый космический аппарат, который мы заказали и запустили. Но компания ViaSat Inc. владеет спутником WildBlue-1, который мы купили в декабре 2009 года вместе с одноименным провайдером услуг спутникового ШПД, работавшим в Ка-диапазоне. Вместе с компанией WildBlue Communications мы получили 420 тыс. ее ШПД-подписчиков, и с этого начался наш широкополосный бизнес. Мы предоставляем услуги спутникового ШПД под брендом WildBlue в США, а под брендом Xplornet, через нашего партнера Telesat, – в Канаде. Сервис WildBlue доступен не только через WildBlue-1: мы еще арендуем у Telesat всю емкость в Ка-диапазоне на аппарате Anik F2, а также часть емкости на спутнике AMC-15, принадлежащем SES.

- Какие задачи будет решать ViaSat-1?

- Он существенно расширит возможности сервисов WildBlue и Xplornet. Этот аппарат расположен в позиции 115° западной долготы (он достиг гео­стационарной орбиты 3 ноября), и в зону его действия попадает 75% основной территории США, а также наиболее населенные части Аляски, Гавайских островов и Ка­на­ды. Про­пуск­ная способность спутника ViaSat-1 производства корпорации Space Systems/Loral составляет 140 Гбит/с, что превышает суммарный показатель всех космических аппаратов, занимающих позиции над Северной Аме­ри­кой. В ноябре-декабре ViaSat-1 тестируется на орбите, и к концу 2011 года мы введем его в эксплуатацию.

- Кого вы видите клиентами ViaSat-1?

- Прежде всего частных пользователей, которые не могут получить ШПД иным путем в силу удаленности: им мы предложим скорости от 0,5 Мбит/с до 1,5 Мбит/с в прямом канале (и 128-256 кбит/с – в обратном). Более требовательные пользователи смогут получить доступ на скоростях 3-4 Мбит/с. ViaSat-1 обеспечит и новые сервисы, например, интернет-доступ в самолетах американской авиакомпании JetBlue Airways – на всех ее домашних маршрутах.

- Позицию 115° з. д. в ITU заявила администрация связи острова Мэн (в лице компании ManSat LLC). На каких условиях ее арендовал ViaSat?

- Мы не являемся арендаторами, тем более что это не очень легитимно. Мы запросили точку 115° з. д. через администрацию острова Мэн, потому что так было удобнее и быстрее, но бенефициаром этой орбитальной позиции является ViaSat.

- Чем был обусловлен выбор «Протона» в качестве ракеты-носителя и какие провайдеры пусковых услуг участвовали в тендере?

- Тендера не было – мы выбрали ILS с ракетой-­носителем «Протон-М» и разгонным блоком «Бриз-М» потому, что эта компания сделала хорошее предложение, как по ценовым, так и по временным параметрам. Мы принимали во внимание и хорошую репутацию «Протона» на мировом рынке.

- В августе «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» не смог вывести на расчетную орбиту российский спутник «Экспресс-АМ4». Были ли у вас опасения в неуспехе пусковой миссии и не возникло ли желание отказаться от ­услуг ILS?

- Да, мы были обеспокоены августовской аварией «Протона». Но ILS и его владелец «Хруничев» со­здали комиссию по расследованию причин аварии, и мы поверили, что они ее выявят. Так и получилось: проблема была решена, а последующие пуски «Протона» – успешны.

- Изначально предполагалось, что ViaSat-1 будет введен в коммерческую эксплуатацию летом 2011 года, затем был перенос на сентябрь, а потом – на декабрь. С чем связаны задержки, тем более что ViaSat заявлял о финансовых потерях в связи с ними?

- На другом спутнике производства Space Systems/Loral, который был запущен в мае (Telstar 14R/Estrela do Sul 2 компании Telesat, – прим. «Стандарта»), возникли проблемы с раскрытием солнечных батарей, и мы хотели быть уверенными, что та же проблема не возникнет на ViaSat-1. А потом случился аварийный пуск «Экспресс-АМ4», и это снова сдвинуло наши сроки запуска.

- Запустив первый спутник, планирует ли ViaSat создавать новые космические аппараты? Кто будет их производить и запускать?

- Да, мы уже просчитываем новый спутник ViaSat-2, производство которого намерены заказать в середине 2012 года. Поиски вендора для него мы уже ведем, и это весьма непростая задача, так как новый аппарат будет еще мощнее, чем ViaSat-1. Для того чтобы понять, кто сможет вывести ViaSat-2 на орбиту, сначала нужно окончательно определить его характеристики. Но это явно будет тяжелый аппарат (ViaSat-1 весит 6740 кг, – прим. «Стандарта»), так что выбор провайдера пусковых услуг тоже ограничен. Мы будем рассматривать ILS, Arianespace и, возможно, еще кого-то.

- Китай тоже предлагает пусковые услуги, причем надежные и недорогие, а с 2012 года эта страна намерена вывести на рынок пакетный сервис: производство спутника вместе с запуском. Рассматривает ли ViaSat возможности китайских вендоров и провайдеров пусковых услуг?

- ViaSat – американская компания, а в США существуют определенные ограничения для китайских компаний космической отрасли. Поэтому пока мы не рассматриваем их как потенциальных контрагентов.