Интернет разлетался

Вчера "Аэрофлот" запустил второй самолет с услугой "Интернет на борту", которым стал среднемагистральный пассажирский лайнер Airbus 321 "Н.Вавилов". По планам "Аэрофлота" в 2012 г. Интернетом будет оснащен еще один самолет А320, а также 11 лайнеров А330. При этом партнер "Аэрофлота" по интернетизации самолетного парка - сотовый оператор "МегаФон" - говорит об оснащении Интернетом в этом году лишь 8-10 новых бортов.
О планах по интернетизации самолетного парка на 2012 г. репортеру ComNews сообщила замдиректора департамента связей с общественностью и государственными органами ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" Ирина Данненберг.
От каких-либо дополнительных разъяснений пресс-служба "Аэрофлота" отказалась.
"Уже сейчас оборудование для предоставления услуг связи МегаФона пассажирам во время полета установлено на 3-х среднемагистральных судах Аэрофлота, - разъясняет расхождение в цифрах представитель пресс-службы "МегаФона". - А321 "М. Келдыш" летает с декабря 2010 г. На двух судах (А 321 "С. Вавилов" и А 320 "С. Рахманинов") инсталляция оборудования проведена в декабре 2011 г. На Вавилове оборудование запущено и борт уже летает с услугой. Запуск услуги на борту "Рахманинова" ожидается в конце января - начале февраля этого года. На 2012 г. планом проекта предусматривается оборудование еще 8 бортов. Но это будут уже дальнемагистральные воздушные суда А330. Итого к концу 2012 г. будет летать со связью и интернетом 11 воздушных судна "Аэрофлота". На судах, которые мы планируем вместе с "Аэрофлотом" оборудовать в 2012 г., кроме сотовой связи будет и WiFi, что позволит увеличить объемы передачи данных. Сейчас передача данных осуществляется по технологии EDGE".
Напомним, что еще в мае 2010 г. "МегаФон" заключил соглашение с компанией OnAir по организации связи на воздушных судах "Аэрофлота". OnAir является совместным предприятием швейцарской организации SITA (Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques) и компании Airbus. "Этим, собственно, и объясняется то, что услуги доступа в Интернет в полете предоставляются "МегаФоном" только на воздушных судах, произведенных компанией Airbus", - говорит один из участников рынка.
Оборудование и сеть поставщика сотовой связи OnAir использует спутниковую группировку компании Inmarsat и систему Inmarsat Swiftbroadband (SBB), которая поддерживает сервисы GSM/GPRS, а также мобильный доступ в Интернет через Wi-Fi. Международная компания спутниковой связи Inmarsat основана в 1979 г. как межгосударственная организация, имевшая, в том числе, три станции сопряжения на территории СССР. Компания управляет группой из 11 геостационарных телекоммуникационных спутников.
"У Inmarsat есть российское представительство - "Морсвязьспутник", и теоретически можно было пойти по официальному пути. Однако по каким-то причинам именно "МегаФон" заключил договор с OnAir и с "Аэрофлотом". В общем, никто не запрещает, скажем, частному лицу ввезти в Россию инмарсатовский телефон и разговаривать по нему, с учетом, конечно, цен на роуминг. В этом случае юридически он будет в том же положении, что и какая-нибудь яхта в открытом море", - пояснил ComNews эксперт рынка, пожелавший остаться неназванным.
"OnAir является уполномоченным представителем и поставщиком решений на базе Инмарсат для воздушных судов Airbus, - поясняет позицию "МегаФона" пресс-секретарь оператора Юлия Дорохина". - На воздушных судах может быть установлено только такое оборудование и решения, которые имеют сертификат органов авиационной безопасности. Компания OnAir предоставляет "МегаФону" комплексное решение, отвечающее этим требованиям. "Морсвязьспутник" не может предоставлять услуги в том объеме, который предоставляет OnAir. При этом МегаФон активно сотрудничает с "Морсвязьспутником" по организации связи на морских судах. Так, одним из результатов этого сотрудничества стала организация сотовой связи в Арктике на ледоколе "Ямал" во время проведения Арктического Совета. Обсуждается возможность расширения сотрудничества и по другим направлениям. При этом мМы также рассматриваем другие технические решения для предоставления доступа к Интернету в воздухе, в том числе решение от компании Panasonic Avionics".
Партнером Panasonic Avionics на территории РФ является VSAT-оператор "РуСат". Как пояснил репортеру ComNews генеральный директор оператора Сергей Алымов, в случае с Panasonic Avionics "РуСат" лишь предоставляет канал от станции сопряжения с Интернетом до пролетающего над территорией России борта, причем оператору не важно, какой авиакомпании принадлежит борт: если он находится над территорией России и у компании-владельца есть договор с Panasonic Avionics, то он автоматически получает услуги доступа в Интернет. "Мы являемся одной из составных частей глобальной системы, построенной Panasonic Avionics. Просто на территории России осуществлять деятельность по оказанию услуг связи может только российское юрлицо, а с кем именно и о чем конкретно договаривается Panasonic Avionics, мы не знаем", - поясняет Сергей Алымов. По его словам, бортам авиакомпаний, с которыми у Panasonic Avionics заключен договор, "РуСат" предоставляет канал через спутник "Ямал 201".
Впервые услуги доступа в Интернет на российских авиалиниях "МегаФон" начал предоставлять в конце 2010 г. - на борту среднемагистрального самолета Airbus А321 "Мстислав Келдыш", выполняющего полеты в города России и ряд европейских стран.
Изначально – в тестовом режиме – услуги предоставлялись бесплатно, однако позднее "МегаФон" объявил о введении тарифов на мобильную связь для пассажиров: стоимость SMS-сообщения составила 10 руб., а 1 Мб GPRS-трафика стал обходиться в 440 руб. Тарифы вступили в силу с 1 февраля 2011 г.
"С увеличением количества парков таких самолетов наши расходы будут сокращаться, и себестоимость трафика через спутниковые каналы будет падать, - уверяет Юлия Дорохина". Сегодня для абонентов "МегаФона" стоимость SMS составляет по-прежнему 10 руб., а мобильного Интернета - 35 руб. за 100 Кб".
Первоначально голосовую связь на борту оператор не предоставлял, однако сейчас голосовые услуги доступны на обоих бортах. При этом минута разговора, как входящего, так и исходящего, для абонентов "МегаФон" стоит 55 руб.
"За последние пять месяцев объем потребления наших услуг увеличился в три раза, - заключает Юлия Дорохина. - Уже в этом году мы оборудуем еще 8-10 бортов "Аэрофлота" базовыми станциями. Также у нас есть планы по общему формированию парка. Более того, мы уже имеем запросы от других российских авиаперевозчиков, которые хотели бы устанавливать наши решения на борту самолетов. Сейчас мы ведем переговоры с OnAir на предмет снижения стоимости их услуг, чтобы сделать сервисы доступнее конечному потребителю".
