Точка зрения / март 2012
Основы для конкуренции

Нили Кроес, вице-президент Европейской комиссии, еврокомиссар по "Цифровому плану" (Digital Agenda)
Яна Иванова
Стандарт
30.03.2012

Голландка Нили Кроес является вице-президентом Европейской комиссии, а с 2009 года - и еврокомиссаром по "Цифровому плану" (Digital Agenda), в который входит и регулирование роуминговых тарифов, и политика в сфере выделения радио­частотного спектра. В эксклюзивном интервью специальному корреспонденту "Стандарта" Яне Ивановой она рассказала, какие меры могут применяться для ускорения интеграции ИКТ-секторов РФ и ЕС в связи со вступлением России в ВТО.

- Услуги связи не ограничиваются государственными границами, но регулирование рынка в каждой стране свое. С принятием России в ВТО какие меры, по вашему мнению, необходимы для лучшей интеграции телекоммуникационного, вещательного и ИТ-рынков ЕС и РФ?

- Мы видим роль Евро­комиссии в выявлении и устранении ненужных торговых барьеров. Это позволяет коммерческим игрокам принимать собственные решения. Правительства должны заниматься вопросами доступа на рынок, тогда как участники рынка - фокусироваться на его развитии. Вступление России в ВТО открывает перед нами возможности прогресса в ­обоих направлениях.

- Какие действия предпринимает или планирует предпринять Еврокомиссия для помощи операторам связи из ЕС в выходе на российский рынок?

- Пока у нас нет в этой области ни действий, ни серьезных планов.

- После того как в 2007 году было введено регулирование роуминговых тарифов внутри Евросоюза, многие европейские сотовые компании подняли межоператорские тарифы для провайдеров услуг мобильной связи за пределами ЕС, включая и Россию. Тарифы на роуминг для европейцев в нашей стране тоже очень высоки. Изучали ли вы эту проблему и пытались ли инициировать переговоры между ЕС и РФ о взаимном снижении роуминговых тарифов?

- Нет, переговоров между ЕС и Россией по роуминговым тарифам не ведется. Мы обмениваемся с российскими коллегами информацией и лучшим опытом, но не обсуждаем тарифы на роуминг. В ЕС этот сектор регулируется по правилам, которые основаны на положениях о внутреннем рынке Устава Евросоюза. Это означает, что данные правила не могут быть распространены за пределы ЕС. Конечно, имеют право на существование коммерческие соглашения между европейскими и российскими сотовыми операторами, которые вполне могут использовать роуминговые тарифы, применяемые в ЕС, как реперные точки.

- Европарламент обсуждает изменение роумингового регулирования с целью предотвратить высокие счета на роуминг посредством отвода трафика в местные сети (local break-out). Будет ли доступна такая возможность операторам из стран, не входящих в ЕС?

- Еврокомиссия в курсе дискуссий, идущих в Европарламенте по поводу local break-out. Эти предложения выглядят интересно, так как адресованы активным пользователям услуг передачи данных. Однако для их реализации на операторов связи должны быть наложены определенные обязательства, чтобы они не препятствовали подписчикам использовать услуги передачи данных в чужих странах напрямую. Регулирование в ЕС, разумеется, не может навязать подобные обязательства операторам не из стран Евросоюза, но, опять же, межоператорские коммерческие соглашения возможны и в этой сфере.

- По данным Европейской ассоциации телекоммуникационных операторов (ETNO), объем рынка услуг связи в ЕС в 2009 году составил €284,5 млрд, в 2010 году сократился до €274,9 млрд, и предварительные результаты индустрии за 2011 год тоже не внушают оптимизма. При этом чтобы достичь уровня проникновения ШПД, зафиксированного в Digital Agenda, необходимо инвестировать €270 млрд в сетевую инфраструктуру. Как Еврокомиссия, при падающих доходах операторов, намеревается активизировать инвестиционные процессы и видите ли вы возможности для участия в этом вопросе российской стороны?

- Экономики многих стран находятся не в лучшем состоянии, что отражается и на операторах связи. Но это вовсе не является аргументом в пользу отказа от капиталоемких проектов, включая развертывание сетей нового поколения, или в пользу ослабления регулирования и антимонопольных требований. Конкуренция и стабильная регуляторная среда стимулируют инвестиции наряду с инициативами государственной политики, такими как поддержка инфраструктур, в наибольшей степени способствующих созданию рабочих мест и экономическому росту.

В долгосрочной перспективе только полноценная конкуренция создает реальные стимулы к инвестициям и инновациям. Это подтверждается значительным развитием широкополосных и мобильных сетей с момента либерализации телекоммуникационного рынка в ЕС. Операторы должны инвестировать, чтобы создавать спрос, который, в свою очередь, помогает им получить дополнительные доходы. Мы создаем прочную основу для такой конкуренции с помощью обновленной нормативно-правовой базы и рекомендаций по регулированию доступа к сетям следующего поколения. Мы также работаем над двумя специальными рекомендациями для более точного определения условий доступа к регулируемым сетям. Кроме того, мы намерены прояснить правила и условия выдачи бюджетных денег на проекты развития ШПД с учетом особенностей предоставления финансовой помощи в отдельных государствах.

Параллельно Евро­комис­сия изучит существующую практику сокращения затрат. В частности, в 2012 году мы выпустим отчет о стоимости строительства инфраструктуры, на которое часто приходится до 80% затрат на развертывание сетей. Снижение этих расходов для стран - участниц ЕС может составить до 30% - за счет упрощения планирования, прав на прокладку по определенному маршруту или повторного использования кабелепровода. Правильная радио­частотная политика, такая как документ на ближайшие пять лет, который мы завершаем, тоже поможет запуску сотовых сетей следующего поколения, прежде всего 4G.

И наконец, Еврокомиссия предложила ­инициативу Connecting Europe Facility, которая поможет профинансировать ШПД-проекты, имеющие наибольшую ценность для Европы (за счет кратного увеличения кредитных ресурсов). Результатом этой инициативы может стать подключение к сетям ШПД до 45 млн домохозяйств в ЕС, или свыше 100 млн граждан.

- В 2011 году вы организовали круглые столы с руководителями операторских и ИТ-компаний Европы, на которых обсуждались возможности наращивания инвестиций в сети ШПД. Их итогом стал список из 11 рекомендаций. Будет ли эта деятельность иметь продолжение?

- Отчеты о проведенных круглых столах мы опубликовали на веб-сайте Еврокомиссии. Они подтвердили полезность таких мероприятий для понимания взглядов и трудностей отрасли в развертывании ШПД-сетей в Европе. Вообще-то, это дело представителей индустрии - инициировать проконкурентные схемы совместного инвестирования. Но хочу сказать, что нам нужно многое сделать и со стороны спроса. Чтобы стимулировать интерес потребителей к высокоскоростному ШПД, я хочу призвать сервис-провайдеров выводить на рынок онлайн-услуги сетей нового поколения. Мы продолжим начатую во время круглых столов работу по стандартизованным продуктам доступа и интерконнекта. Это особенно важно для набирающих силу облачных вычислений и Сonnected TV.

- Через два-три года до 90% новых телевизоров в Европе будут иметь возможность подключения к Интернету. ЕС работает над стандартом Hybrid broadcast broadband TV (HbbTV), который должен покончить с несовместимостью технологий и фрагментацией рынка. Будет ли ЕС продвигать этот стандарт, чтобы ускорить распространение онлайн-телевидения и активизировать инвестиции в ШПД?

- Стандарты для подключенных телевизоров разрабатывает индустрия, а не ЕС. Стандарт HbbTV готов и уже используется во Франции, Германии и Испании, а Дания и Нидерланды обсуждают его запуск. В 2012 году мы опубликуем документ по Connected TV, в котором будет описано параллельное существование различных технологий на одном рынке. На данном этапе мы не планируем продвигать определенный стандарт для Connected TV на уровне Еврокомиссии.

- Развитие Connected TV зависит от доступности контента. Антипиратские меры возлагают ответственность за лицензионную чистоту контента на сервис-провайдеров, что сдерживает развитие рынка. Как Еврокомиссия намерена действовать в этом направлении?

- Наша главная задача - создать такие условия, в которых потребители сами будут предпочитать легальный контент нелегальному. Комиссия вскоре выйдет с законодательными инициативами, которые упростят использование легальных контент-услуг. При этом важно не совершить неадек­ватных действий, которые могут повредить легальному онлайн-бизнесу, но пресекать сайты, которые занимаются массовым нарушением авторских прав.
В течение нескольких лет мы ведем с Россией плодо­твор­ный диалог по информационному обществу, обмениваясь взглядами по широкому кругу вопросов, включая и легальность видеоконтента.

- Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе 26 января, вы анонсировали стратегию ЕС по облачным вычислениям. В чем ее суть?

- Облачная стратегия состоит из трех сфер. Первая - рынок: мы будем поддерживать пилотные проекты, чтобы выработать единые подходы к облачным внедрениям. Вторая - нормативная база, включая защиту информации и персональных данных, безопасность, интер­операбельность. И третья сфера - технические и коммерческие основы: мы видим важную роль стандартизации, выработки руководящих принципов и обмена лучшим опытом для подготовки контрактов и SLA. Все это нужно для гарантирования конкуренции и отсутствия зависимости от одного вендора.