© ComNews
26.05.2000

ОАО "Связьинвест" совместно с петербургским "Издательским домом "ПРЕССКОМ" учредил компанию "Связьинвест-Медиа", которая будет выпускать телефонные справочники на всей территории России.

До сих пор "ПРЕССКОМ" ежегодно издавал телефонный справочник "Весь Петербург", а также несколько более мелких петербургских и региональных изданий.

По словам генерального директора "Связьинвеста" Валерия Яшина, общая стоимость нового проекта составляет около $50 млн. Пока акционерами ОАО "Связьинвест-Медиа" являются "ПРЕССКОМ" (51%), "Связьинвест" в лице своей 100%-ной "дочки" "Мобител" (40%) и московская структура "ЛВ Финанс" (9%). Несколькими днями ранее по такой же схеме было создано ОАО "Национальная таксофонная сеть", в котором место "ПРЕССКОМА" занимает другая петербургская компания, также входящая в структуру холдинга "Телекоминвест", -- "Санкт-Петербургские Таксофоны" (см. новость ComNews.ru от 22 мая 2000 г.).

Валерий Яшин сообщил репортеру ComNews.ru, что скоро в составе акционеров "Связьинвест-Медиа" последуют изменения. "Сейчас ведутся переговоры с рядом крупных иностранных фирм, которые занимаются этим бизнесом, об их вхождении в состав акционеров на правах стратегических инвесторов", -- пояснил глава "Связьинвеста".

На пост генерального директора ОАО "Связьинвест-Медиа" представлена Рина Лабутина, до сих пор возглавлявшая "ПРЕССКОМ". "В настоящее время мы занимаемся исследовательской работой, которая будет продолжаться ближайшие 2 месяца, и говорить о стратегии новой компании пока рано", -- сказала Рина Лабутина репортеру ComNews.ru.

Исследование уже показало, что в России существуют регионы, где телефонные справочники не издавались уже более 10 лет, хотя в лицензии любой телефонной компании имеется пункт об обязательном выпуске телефонных справочников. Согласно данным "Связьинвест-Медиа", лишь в 14 регионах из 89 телефонные справочники издают сами операторы (так происходит, например, в Москве, Петербурге, Архангельске, Ярославле, Калининграде). Еще в 30 регионах операторы привлекли к изданию справочников сторонние компании -- рекламные агентства, издательства, полиграфические предприятия. При этом только в Петербурге, Архангельске и Ростове-на-Дону справочники бесплатны для абонентов. В остальных регионах справочники продаются населению, но доходных изданий среди них всего 10. К последним относятся телефонные справочники таких городов как Волгоград, Ставрополь, Иркутск, Калининград.

Изданием телефонных справочников в России занимаются несколько десятков фирм. Только в Петербурге, помимо "ПРЕССКОМа", общегородские справочники выпускают фирмы C.P.Y. Yellow Pages Ltd, "Теленор Медиа Директория" и "Телиа Инфомедиа". Отвечая на вопрос о том, почему именно на "ПРЕССКОМ" пал выбор "Связьинвеста", Валерий Яшин заявил: "На мой взгляд, "ПРЕССКОМ" делает лучшие справочники в Петербурге". Рина Лабутина добавила: "Мы были избраны потому, что справочник "Весь Петербург" является лидером на рынке общегородских справочных изданий. Кроме того, "ПРЕССКОМ" первым из российских издателей был признан на европейском рынке -- с сентября 1999 г. он является членом Европейской ассоциации издателей телефонных справочников (European Association of Directory Publishers - EADP)".

Появление компании "Связьинвест-Медиа" прокомментировал для ComNews.ru Олег Синько, который в 1994-99 гг. возглавлял дочерние предприятия и филиалы Telenor Media в России, а сейчас является генеральным директором компании "Русский Север" (крупный межрегиональный справочник "Русский Север" выходит в октябре 2000 года). Олег Синько сообщил, что чрезвычайно положительно оценивает появление любых новых издателей "желтых страниц". Он уверен, что каждый новый продукт на этом рынке привлекает новых пользователей и рекламодателей. Олег Синько заметил, что с огромным уважением относится к команде, издающей "Весь Петербург" и считает ее опыт и квалификацию одними из лучших в России.

Директор "Русского Севера" сообщил, что 2/3 российских городов не имеют "желтых страниц". Емкость рынков Москвы и Петербурга он оценивает в $10-20 млн каждый. Лишь в 1999 г. общий оборот московских издателей справочников, по сведениям Олега Синько, превысил аналогичный показатель в Петербурге. Рынки российских городов-миллионников г-н Синько оценивает в $2-5 млн. Справочники в областных городах, по его оценкам, имеют до 200 рекламодателей, приносящих в среднем около $100 каждый. Крупный телефонный справочник, подобный "Весь Петербург" или "Адрес - Москва", собирает $1,5-3 млн в год. Желтые страницы, например в Норвегии (население -- 4,8 млн человек), собирают $80-120 млн.

Александр Мельников, генеральный директор другого издателя телефонных справочников -- "Телиа ИнфоМедиа" -- сказал, что не может давать развернутого комментария по поводу проекта, о котором имеет недостаточно информации. Тем не менее он заметил: "Если во многих российских городах появятся качественные справочники, такие как "Весь Петербург", это очень хорошо. Если же при этом новый издатель получит по наследству от "ПРЕССКОМа" привычку к недобросовестным способам конкуренции (публичные обвинения коллег в обмане рекламодателей и т. п.), это - очень плохо".