­Кирилл ­Филиппов, основатель и генеральный директор SPB ­TV ­AG
18.03.2013

Число пользователей мобильного телевидения SPB TV насчитывает более 20 млн человек по всему миру. О том, какие бизнес‑модели используются для монетизации этого OTT‑сервиса, корреспонденту журнала "Стандарт" Екатерине Лаштун рассказал основатель и генеральный директор SPB ­TV ­AG ­Кирилл ­Филиппов.

- Расскажите о создании ­компании: ­как ­все ­начиналось?

-В 2006 году мой родной брат, гениальный программист Василий Филиппов, рассказал, что компания SPB Software, в которой он работал, стала заниматься видеоприложениями, в том числе "видео по запросу". Услуга функционировала на базе операционной системы Windows Mobile, была монетизирована и не требовала больших инвестиций в развитие. В 2007 году я зарегистрировал компанию SPB TV AG, которая занялась мобильным телевидением. Буквально через год наша команда сделала мобильный продукт для оператора StarHub (Сингапур). Второе масштабное внедрение состоялось в ЗАО "Скай Линк". В то время только этот российский оператор мог похвастаться высокой скоростью передачи данных, необходимой для комфортного ­телесмотрения ­в ­мобильной ­среде.

- Что ­представляет ­собой продукт SPB ­TV ­для ­мобильных ­устройств?

- SPB TV – это не только приложение, с помощью которого пользователь может смотреть мобильное телевидение. Это полноценный комплексный продукт. В 2007 году мы начинали с приложений для смартфонов и обычных телефонов. Однако через некоторое время пришли к выводу, что, для того чтобы сделать продукт наиболее быстрым и удобным для пользователя, необходимо охватить весь инструментарий, который включен в процесс передачи данных. Таким образом, нам пришлось конфигурировать серверы, разрабатывать программное обеспечение для них, применять облачные технологии и прочее. В итоге продукт представляет собой законченное решение – программно‑аппаратный комплекс, и только в таком виде, мы уверены, он может быть востребован на рынке. Поскольку мы изначально были ориентированы на международный бизнес, дата‑центры SPB TV расположены ­уже ­по ­всему ­миру.

- На каких мобильных операционных системах и ­устройствах ­доступно ­это ­приложение?

- Наш продукт работает не только на мобильных телефонах, но и на компьютерах, ТВ‑приставках (set‑top box), а также на Smart TV. Мы плодотворно сотрудни­ча­ем с ­производителями мобильных телефонов и телевизионных приставок с целью предустановки нашего программного ­обеспечения на различные устройства. Одно из основных конкурентных преимуществ SPB TV в том, что наш продукт способен работать абсолютно на всех мобильных операционных системах. Подчеркну, что конкуренция на ­рынке мобильного ТВ высокая – аналогичные сервисы пытаются делать многие операторы платного ТВ, однако в основном они "заточены" на одну, максимум ­две ­популярные ­мобильные ­платформы.

То, что мы можем поддерживать все существующие операционные системы, является неоспоримым преимуществом для сотрудничающих с нами операторов связи, поскольку потенциально мы готовы охватить всю их аудиторию. Для этого нам приходится работать в тесном контакте с производителями мобильных телефонов. Мы осведомлены, какие операционные системы появляются, а вендоры дают нам на тестирование телефоны, которые планируют в ближайшее ­время ­выпустить ­на ­рынок.

- Можно ли отнести SPB TV к OTT‑сервисам? Как строятся ваши отношения с телеканалами, ведь вещание в OTT‑среде требует очистки ­прав ­на ­этот ­контент?

- Конечно, SPB TV является полноценным OTT‑сервисом, поскольку работает через сети передачи данных. В свою очередь, отношения с правообладателями контента действительно являются одной из самых больших проблем для провайдеров такого рода сервисов. Мы изначально сделали ставку исключительно на легальный контент, и это непростой путь. Например, три‑четыре года назад количество телевизионных каналов, которые имели право вещать в мобильной среде, составляло единицы. Более того, даже сегодня их число не так велико. Ведь что такое мобильное телевидение? Различные страны трактуют это понятие с юридической точки зрения совершенно по‑разному. Законодательство некоторых государств до сих пор не учитывает появление данного сервиса. Это вторая большая ­проблема ­после ­очистки ­прав.

Мы заключили огромное число договоров с правообладателями по всему миру на контент, который вещаем. С теми каналами, которые пока не получили права на вещание в OTT‑среде, мы не работаем. Таким образом, в разных странах приложение SPB TV транслирует разные каналы. Но стоит отметить положительную мировую тенденцию: все большее число телеканалов очищают права, и это происходит лавинообразно. Владельцы телеканалов постепенно приходят к пониманию, что эра линейного эфирного вещания заканчивается и все больше людей хотят смотреть интерактивное телевидение на различных устройствах. Доходы от эфирной рекламы снижаются, поэтому телеканалам следует искать новые источники прибыли. Так что мы уверены, что в ближайшем ­будущем ­эта ­проблема ­отпадет.

- Какие бизнес‑модели для монетизации ­SPB ­TV ­вы ­используете?

- Мы разработали несколько бизнес‑моделей монетизации этой услуги в зависимости от страны, где вещаем, и от специфики наших партнеров. Первый вариант – бизнес‑модель платного ТВ. В этом случае пользователь бесплатно скачивает наше приложение, часть телевизионных каналов он может смотреть бесплатно, а часть – за дополнительную плату. Платные телеканалы собраны в отдельные пакеты, также существует предложение a la cart, когда пользователь может подписаться на отдельные телеканалы. Вторая бизнес‑модель, которую мы применяем, – рекламная. Перед просмотром мобильного ТВ происходит буферизация потока, для того чтобы пользователь мог смотреть канал непрерывно. Это позволяет ликвидировать наиболее убийственную для мобильного телевидения, с нашей точки зрения, вещь – разрыв картинки, поскольку потеря картинки и звука может навсегда отвадить клиента от данного сервиса. То есть требуется некоторое время, чтобы телеканал загрузился в мобильный телефон. Во время буферизации ­мы ­и ­показываем ­рекламу.
Третий вариант монетизации – также условно бесплатная модель. Мы разработали технологию, которая позволяет заменять эфирную рекламу в видеопотоке на таргетированную, по принципу региональных вставок. По нашим наблюдениям, наиболее эффективной бизнес‑моделью ­мобильного ТВ является сочетание ­второго ­и ­третьего ­вариантов.

- Как вы ­взаимодействуете ­с ­операторами ­связи?

- У нас существует специальная партнерская программа для операторов, построенная по схеме разделения доходов от платных ТВ‑сервисов. Мы полностью поддерживаем сервис, а оператор предоставляет канал передачи данных. Так, на нашей платформе работают мобильные ТВ‑сервисы ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом", видеопортал ОАО "МегаФон", а также осуществляют вещание ряд кабельных операторов. К мобильному оператору мы приходим с одним‑единственным вопросом: вы хотите через два‑три месяца запустить мобильное телевидение, ничего не инвестируя в этот процесс? Как правило, редко кто отказывается ­от ­такого ­заманчивого ­предложения.

Характерно, что самостоятельные попытки операторов запустить мобильное ТВ редко бывают успешными, поскольку этот процесс не только длительный, но и весьма затратный. Так, системные интеграторы готовы разработать мобильную платформу за два‑три года, плюс понадобится какое‑то время для ее тестирования, и только потом оператор сможет запустить полноценный сервис. Для рынка мобильного ТВ такой срок абсолютно неприемлем: за два‑три года произойдет полная смена технологий. Вспомнить хотя бы, что чуть более трех лет назад в мире не было операционных систем Android и iOS, которые сегодня стали наиболее популярными средами ­для ­распространения ­мобильных ­приложений.

- Пару лет назад сотовая "большая тройка" объявляла о планах запуска мобильного телевидения по технологии DVB‑H, однако все пилотные проекты в этой области были свернуты. Как вы считаете, есть ли ­перспективы ­у ­данной ­технологии?

- Я уверен, что технология DVB‑H рано или поздно будет реализована в России, об этом свидетельствуют последние изменения в тексте ФЦП по развитию цифрового эфирного телевещания в стране. Ограничивает ее применение необходимость наличия специального мобильного телефона, поддерживающего эту технологию. Таких абонентских устройств в ­мире ­выпущено ­очень ­немного.

Технология DVB‑H идеально подходит, к примеру, для просмотра спортивных трансляций в прямом эфире, когда телеканал одновременно смотрит большое число людей и этот факт никак не сказывается на качестве картинки. Мобильное ТВ по OTT‑технологии, к сожалению, пока такого себе позволить не может: операторские сети не в состоянии пропустить столь гигантский объем трафика. Однако это вопрос ближайшего времени, поскольку во всем мире операторы, понимая тенденцию, ­увеличивают ­мощности ­магистральных ­сетей.