© ComNews
03.10.2013

В декабре планируется запуск спутника "Экспресс-АМ5", отложенный из-за июльской аварии ракеты-носителя "Протон", а в начале следующего года на орбиту отправятся еще три спутника ГПКС: "Экспресс-АМ6", "АТ1" и "АТ2". Все аппараты будут запущены на "Протоне" c разгонным блоком "Бриз-М".

О том, что 26 декабря будет запущен "Экспресс-АМ5", а остальные три аппарата будут выведены на орбиту в I квартале 2014 г., сообщил интернет-портал Digit.ru со ссылкой на представителя ФГУП "Космическая связь" (ГПКС).

Пресс-служба ГПКС отказалась подтвердить или опровергнуть достоверность этой информации. В пресс-службе Федерального космического агентства (Роскосмос) подтвердили, что запуск "АМ5" запланирован на 26 декабря. "График запуска спутников "Экспресс-АМ6", "Экспресс-АТ1" и "АТ2" будет утвержден в конце октября", - уточнил представитель Роскосмоса в разговоре с репортером ComNews.

Источник в ракетно-космической отрасли рассказал ComNews, что в марте 2014 г. планируется запуск "Экспресса-АТ1" и "АТ2" (аппараты будут запущены одной ракетой), в апреле полетит "Экспресс-АМ6".

Изначально запуск четырех спутников был запланирован еще в прошлом году, но из-за производственных задержек со стороны ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (изготовитель этих аппаратов) был перенесен на 2013 г.: "Экспресс-АМ5" – на июнь, "Экспресс-АМ6" – на июль, а "Экспресс-АТ1" и "АТ2" должны были стартовать в IV квартале.

Однако из-за июльской аварии ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" на борту запуск "АМ5", "АМ6", "АТ1" и "АТ2" был отложен на неопределенный срок (см. новость ComNews от 3 июля 2013 г.).

Другой источник, знакомый с ситуацией, подчеркнул в беседе с ComNews, что все четыре спутника будут запущены ракетой-носителем "Протон -М" с разгонным блоком "Бриз-М", которые на днях благополучно вывели на орбиту спутник Astra 2Е (см. новость ComNews от 1 октября 2013 г.).

С парой "Протон" - "Бриз-М" связано несколько последних аварий космических аппаратов, причем в большинстве инцидентов виноват был "Бриз-М". В декабре прошлого года из-за разгонного блока едва не погиб принадлежащий ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) спутник "Ямал-402", изготовленный французской компанией Thales Alenia Space (см. новость ComNews от 8 июля 2013 г.). А до этого аварийные ситуации по вине "Бриза-М" возникали еще четыре раза из 66 (см. колонку ComNews от 11 декабря 2012 г.). Правда, после декабрьской аварии "Протон-М" с "Бризом-М" уже успели успешно доставить на орбиту канадский спутник связи Anik-G1 (см. новость на ComNews от 15 апреля 2013 г.). Чуть позже, в мае, той же связкой на орбиту был выведен принадлежащий французской Eutelsat КА W3D, а в июне - голландский SES-6, принадлежащий SES World Skies.

Спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" уже застрахованы компанией "Ингосстрах": "АМ5" - на 7 млрд руб., "АМ6" – на 5,5 млрд руб., напоминает в беседе с ComNews представитель "Ингосстраха". Конкурс на размещение заказа на страхование рисков спутников "АТ1" и "АТ2" ГПКС еще не проводился, добавил он.

"Ингосстрах" уже не раз страховал космические аппараты серии "Экспресс". В 2009 г. страховщик выплатил "Космической связи" 1,071 млрд руб. за частичную гибель спутника "Экспресс-АМ2" вследствие аномалии в работе поворотного устройства солнечных батарей. В 2000 г. "Ингосстрах" возместил ущерб в размере $12,5 млн в связи с гибелью КА "Экспресс-А1" из-за аварии РН "Протон". В 2006 г. страховая компания осуществила выплату более $1,5 млн по причине выхода из строя двигателей коррекции на аппарате "Экспресс-А1Р". В конце августа 2011 г. в результате выведения на нерасчетную орбиту был утрачен спутник "Экспресс-АМ4", застрахованный "Ингосстрахом" на 7,5 млрд руб. Однако на плечи самого "Ингосстраха" легла выплата лишь 225 млн руб. - то есть 3% всей суммы. Остальные 97% должны были выплатить компании, у которых "Ингосстрах" перестраховал риски (см. новость ComNews от 23 сентября 2011 г.). 18 января 2012 г. компания завершила урегулирование убытка по страховому случаю. Также в прошлом году "Ингосстрах" возместил 1,177 млрд руб. в связи с утратой "Экспресс-МД2", который не был выведен на орбиту (см. новость ComNews от 8 августа 2012 г.).

Досье ComNews

Спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" изготовлены ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" на базе платформы "Экспресс-2000" по заказу оператора спутниковой связи ФГУП "Космическая связь" для обеспечения населения России доступным многопрограммным цифровым теле- и радиовещанием. "Экспресс-АМ5" будет работать на геостационарной орбите в позиции 140о в.д. и иметь 84 транспондера (30 - C-диапазона, 40 - Ku-диапазона, 12 - Ka-диапазона и 2 - L-диапазона), а "Экспресс-АМ6" - в позиции 53о в.д. и иметь 72 транспондера (14 - C-диапазона, 44 - Ku-диапазона, 12 - Ka-диапазона и 2 - L-диапазона).

Спутники "Экспресс-АТ1" и "АТ2" изготовлены ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева". Основой для космического аппарата "Экспресс-АТ1" является платформа "Экспресс-1000H". Масса спутника составит 1800 кг. Мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - 5600 Вт. На космическом аппарате будет установлено 32 транспондера в Ku-диапазоне. Космический аппарат "Экспресс-АТ2" создан на базе платформы "Экспресс-1000К". Масса космического аппарата - 1250 кг, мощность, выделяемая на полезную нагрузку, - 2850 Вт. На спутнике будет установлено 16 транспондеров в Ku-диапазоне. Срок активного существования обоих аппаратов – 15 лет. "Экспресс-АТ1" и "Экспресс-АТ2" обеспечат территорию восточной и западной России современными услугами связи, телевещания и передачи данных.