Леонид Коник: "Я видел ужасный сон - телекоммуникационный рынок без операторов связи"
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
13.01.2014

Я видел ужасный сон – телекоммуникационный рынок без операторов связи. Только сон этот был наяву – на первом всемирном форуме "Интернет вещей" (Internet of Things, IoT), который под занавес года, с подачи Cisco, состоялся в Барселоне.

Понятие IoT – новая обертка для поистершегося термина Machine-to-Machine (М2М). Года три назад мировая сотовая индустрия, которая до этого в течение двух десятилетий росла за счет постоянного увеличения абонентской базы, с ужасом узрела потолок. В прошедшем году она уперлась в этот потолок головой: 2013 год на земном шаре завершился с 96 %-ным проникновением мобильной связи, и уже в I квартале 2014 году на планете появится 7‑миллиардный сотовый абонент (при населении 7,1 млрд человек).

Инвесторы начали было терять веру в перспективность мобильной отрасли, но корпорация Ericsson в 2011 году нашла для индустрии новый горизонт, объявив, что к 2020 году в мире появится 50 млрд устройств M2M, передающих данные по сетям связи. И хотя годом позже более сфокусированная на этой сфере британская исследовательская фирма Machina Research спрогнозировала, что к 2022 году количество М2М-устройств в мире превысит 18 млрд, даже это количество почти втрое больше населения Земли.

Воодушевленные сотовые операторы, засучив рукава, ринулись осваивать новый сегмент рынка, декларируя М2М самой перспективной технологией. И потерпели фиаско: вскоре выяснилось, что трафик, который генерирует среднее М2М-устройство, составляет всего сотни килобайт в сутки, а то и меньше. Поэтому привычный для операторов расчет по объему трафика оказался неприменимым, а стандартные тарифы для USB-модемов – слишком высокими для М2М. Также операторы осознали, что услуга М2М для каждого вертикального рынка уникальна, поэтому для ее успешной реализации требуется третья сторона – сервис-провайдер. В результате операторы связи постепенно стали откатываться назад от М2М.

С этими знаниями я и отправился на форум Internet of Things, надеясь услышать о новых подходах и открытиях сотовых компаний. Каково же было мое удивление, когда я не обнаружил ни одного оператора среди доброй сотни докладчиков этого трехдневного мероприятия! Не было операторских компаний и среди спонсоров. Выступали на барселонской конференции и спонсировали ее крупные фирмы из различных отраслей экономики, которые уже вовсю используют М2М (или IoT – кому как нравится) в бизнесе. Среди таких фирм – американская оборонная корпорация Rockwell, германские игроки рынка электрической техники Bosch и Siemens, французская компания из энергетического сектора Schneider Electric, европейский авиастроительный гигант Airbus, швейцарский логистический холдинг Kuehne+Nagel и даже датский производитель насосов Grundfos. Да что там корпорации – музей искусств из захолустного американского Кливленда (штат Огайо) представил проект Gallery One, работающий уже более года и полностью базирующийся на идеологии IoT.

Было что рассказать на форуме и властям Барселоны. В столице Каталонии не на словах, а на деле создан "умный город", и устройства М2М расставлены повсюду. От мусорных баков, которые сами сообщают о скором переполнении (и городская служба тут же выезжает, чтобы вывезти именно те, что полны), до умных остановок транспорта, информирующих о времени прибытия не только ближайшего автобуса, но и следующего за ним (и люди в час пик уже не берут его штурмом, понимая, что через короткое время прибудет еще один автобус).

На базе М2М в Барселоне работают и многочисленные мобильные приложения: например, программа для бегунов, рекомендующая на основе данных с датчиков качества воздуха альтернативный маршрут – аналогичной протяженности, но с более чистой в данный момент атмосферой, или приложение "умная парковка", которое не только позволяет заплатить за стоянку со счета мобильного телефона, но и указывает ближайшие к автомобилю свободные парковочные места.

Я спросил у ИТ-директора Барселоны Манела Санромы, какие операторы участвуют в этих проектах, и получил ответ: "Ни одного. Активность проявляют, например, Schneider Electric и французская газовая фирма GDF Suez, а операторы связи упорно видят в нас клиентов, а не партнеров. Они пытаются продать нам трафик, не видя огромных возможностей частно-государственного партнерства".

Геффри Байар, президент по продуктам и технологиям М2М-интегратора из Швейцарии AGT International, признался, что его фирма заключает контракты с государственными и частными заказчиками напрямую, без привлечения операторов связи, "вслепую" используя их сети для передачи незначительного трафика.

Операторы проворонили рынок М2М, и он стал расти без их участия. В ситуации, когда игрокам перенасыщенного телеком-рынка остро требуются новые источники дохода, такая неповоротливость непозволительна. Если сотовые компании не одумаются, то в наступившем году они легко могут быть поглощены владельцами умных парковок, умных помоек или каким-нибудь производителем насосов.

Журнал "Стандарт" № 12 (131), декабрь 2013