© ComNews
10.07.2014

Совет Федерации (СФ) одобрил законопроект о запрете рекламы на платных телеканалах, который вступит в силу с 1 января 2015 г.

Об этом вчера сообщил ряд СМИ.

На прошлой неделе Государственная Дума приняла поправки к ФЗ "О рекламе". Поправки разработаны для создания сбалансированных экономических условий деятельности вещателей бесплатных и платных телеканалов, так как последние зарабатывают помимо рекламы еще и с абонентской платы. Также законопроект разработан в целях соблюдения прав потребителей (см. новость ComNews от 7 июля 2014 г.).

Чуть позже игроки рынка телевидения и рекламы выступили против законопроекта о запрете трансляции рекламных роликов на платных телеканалах. Минкомсвязи, напротив, считает, что закон будет содействовать развитию медиаотрасли.

По словам генерального директора Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Наталии Пискуновой, ассоциация в любом случае будет защищать интересы вещателей.

"Надо очень тщательно проработать этот закон на предмет терминов, определений. Необходимо максимально избежать каких-либо разночтений. Это особенно важно для региональных каналов, все участники рынка должны точно понимать свои возможности и права, - отметила вчера в беседе с ComNews Наталия Пискунова. - Предстоит работа по адаптации к новым реалиям "Правил оказания услуг связи". Предстоят встречи и обсуждения с Ассоциацией кабельных операторов России".

"Мы еще пока не решили, что будем делать дальше. Думали писать письмо президенту РФ, но заявление Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе перевело вопрос в политическую плоскость, чего мы неприемлем, и теперь что делать - не понятно", - в свою очередь сказал репортеру ComNews вице-президент Ассоциации кабельных операторов России (АКТР) Михаил Силин. 

По словам генерального директора телекомпании "Первый ТВЧ" Николая Орлова, у компании пока нет четкой программы действий. Она появится не ранее чем через пару месяцев, добавил он.

"Совершенно однозначно можно заявить, что мы не собираемся закрываться. Свою работу на рынке мы продолжим. Эту позицию уже озвучил нам наш акционер – GS-Group. Сейчас можно рассуждать о том, какие в принципе возможны пути развития нашей телекомпании, исходя из того, что, скорее всего, президент подпишет этот закон", - сказал репортеру ComNews Николай Орлов.

По его словам, скорей всего, телекомпания будет искать возможности получения неэфирных доходов, не связанных ни с платой за контент, ни с рекламой. "Мы уже несколько лет ведем работу в этом направлении. Вполне вероятно, что мы примем решение ее усилить", - отметил Николай Орлов.

Также, в случае принятия законопроекта о запрете рекламы на платных телеканалах, "Первый ТВЧ" будет консультироваться с юристами и искать возможности найти в новой редакции закона "О рекламе" юридические лазейки. "Вполне вероятно, что мы примем решение какие-то лазейки использовать в нашей практической деятельности", - не исключает Николай Орлов.

"Среди тематических телеканалов уже наметилось движение к созданию некой профессиональной общественной организации. Если нас устроит эта общественная организация и то, как она будет будет работать, скорее всего, мы в нее вступим. И совместно с этой организацией будем искать некие соглашения с госрегуляторами, направленные на достижение компромиссов в правоприменительной практике по данному закону", - рассказал Николай Орлов.

Эти компромиссы могут, например, быть прописаны в подзаконных актах к новой редакции закона "О рекламе", считает Николай Орлов.

"Если такой организации по какой-то причине не появится, то мы имеем возможность вести такую работу в рамках уже существующих общественных организаций - например, АКТР, членом которой является наша телекомпания", - резюмировал Николай Орлов.

По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, законопроект выглядит довольно неоднозначно. На первый взгляд, подобные ограничения будут оказывать существенное давление на финансовые показатели неэфирных каналов, работающих преимущественно по рекламной модели, считает он. На этом фоне, по мнению аналитика, в первую очередь формируются риски для небольших игроков, недостаточно популярных для того, чтобы эффективно зарабатывать на дистрибуции контента.

"Бизнес начинающих проектов и локальных игроков определенно окажется под ударом, что, вероятно, приведет к консолидации индустрии и повышению монетизации основных лидеров, однако может негативно повлиять на уровень конкуренции и разнообразие тематического содержания неэфирного телевидения", - рассуждает в беседе с ComNews Максим Клягин.

На взгляд аналитика "Инвесткафе" Тимура Нигматуллина, данный закон крайне негативно скажется на деятельности платных телеканалов. "Например, в случае с телеканалом "Дождь", даже после активной монетизации посредством платной подписки, в мае на рекламу - ТВ и сайт - приходилось 60% совокупной выручки. Для сравнения: в ноябре 2013 г. реклама приносила почти 83% совокупной выручки телеканала", - сказал репортеру ComNews Тимур Нигматуллин.

Если учесть, что сам телеканал "Дождь", очевидно, не является рентабельным на уровне операционной прибыли из-за высоких расходов на оплату труда, это может привести к его уходу с рынка, добавил аналитик. "В целом схожие проблемы могут испытать и другие игроки рынка с аналогичной бизнес-моделью", - заключил Тимур Нигматуллин.

Как ранее сообщал ComNews совладелец телеканала "Дождь" Александр Винокуров, этот закон повлиял бы на "вчерашний" канал достаточно сильно. "В силу ряда обстоятельств, мы начали менять бизнес-модель "Дождя" еще в феврале. Теперь мы будем зарабатывать на подписке, продаже контента кабельным сетям и интернет-рекламе, в том числе и видеорекламе", - отметил Александр Винокуров (см. новость ComNews от 8 июля 2014 г.).