Дмитрий Ильин, директор по развитию транспортной сети ОАО "ВымпелКом"
© ComNews
20.04.2015

Директор по развитию транспортной сети ОАО "ВымпелКом" Дмитрий Ильин рассказал репортеру ComNews о развитии инфраструктуры компании на Дальнем Востоке, планах на текущий год и переходе от масштабного строительства к интеграции сетей.

- Каковы были объемы строительства транспортной сети "ВымпелКома" в 2014 году? Оборудование каких вендоров вы использовали?

- Мы построили более 8 тыс. км магистральных линий, не считая нашего дальневосточного проекта, который охватил не только Дальний Восток, но и Мурманск (см. новость ComNews от 28 января 2014 г.). Если учитывать и его, по усредненным данным получается 9,5 тыс. км. Для магистральных линий у нас используется WDM-оборудование двух производителей - Huawei и Ciena. Поверх мы устанавливаем MPLS-оборудование двух производителей - Juniper и Cisco.

- Как распределялось строительство по регионам страны?

- Строительство велось равномерно. В прошедшем году мы строили и в Сибири, и в Поволжье, а также в Центральном регионе, на Юге, Северо-Западе и Урале.

- Чем был важен для вашей компании именно проект на Дальнем Востоке?

- Это единственный регион России, в котором у "ВымпелКома" были в основном арендованные каналы связи, причем аренда обходилась нам недешево, и наша собственная магистральная сеть была фрагментарна. Арендованные у "Ростелекома" на условиях IRU (Indefeasible Right of Use, неограниченное право использования - Прим. ComNews) каналы позволили нам создавать развитую междугородную сеть на долгосрочной основе. Это дает нам возможность дойти до регионального центра Дальнего Востока - Хабаровска, до острова Сахалин и до Якутска (по дороге протянув магистраль в Нерюнгри).

Поскольку сейчас на первый план выходит эффективность использования финансовых средств, мы посчитали кейс и определили наиболее экономически эффективное решение - как по временным, так и по финансовым затратам. Был выбран вариант с IRU.

- Как теперь выглядит распределение собственной и арендованной транспортной инфраструктуры "ВымпелКома" на Дальнем Востоке?

- Дальний Восток - сложный регион: там есть населенные пункты, где операторы могут предоставлять услуги только с использованием  спутниковых каналов. Дальневосточный регион останется в лидерах с точки зрения аренды спутниковой емкости - такова специфика нашей страны.

Процент арендуемой инфраструктуры назвать очень сложно. Если считать по показателю емкости, то любую емкость можно "поднять" с помощью DWDM-оборудования, поскольку сеть масштабируема, и это позволяет оперативно расширять сеть до требуемого уровня пропускной способности. Выбранный вариант аренды на долгосрочных условиях IRU позволил снизить объемы текущей аренды на междугородные сети более чем на 20%.

- А в других регионах?

- Ежегодно мы наращиваем примерно одинаковый объем протяженности собственной сетевой инфраструктуры - порядка около 8-10 тыс. км. Таким образом, доля арендуемых каналов ежегодно снижается на 5%. Но поскольку растет не только канальная емкость, но и объем передаваемого трафика, то уровень наших операционных затрат на транспортную аренду практически остается таким же или даже чуть меньшим. В части каналов на уровне местных распределительных сетей мы наблюдаем скорее небольшой рост аренды.

- Какие планы на нынешний год наметил "ВымпелКом" в части строительства транспортной инфраструктуры?

- И нам, и другим операторам приходится констатировать, что строительство междугородных линейно-кабельных сооружений потихоньку завершается. Дальний Восток - последний регион, который не был покрыт собственной магистральной сетью "ВымпелКома". Основной упор строительства междугородной сети - повышение надежности, увеличение связности узлов, создание Mesh-структур.

В ближайшей перспективе магистральные и зоновые линии связи будут составлять единую интегрированную структуру.

- Какие регионы являются приоритетными для строительства сетей связи "ВымпелКома" в 2015 году?

- Три наиболее приоритетных региона - Дальний Восток, Юг и Поволжье. Здесь мы в основном завершаем работу по повышению надежности инфраструктуры. Так, в ближайшее время завершается строительство трассы "Хабаровск - Владивосток",  протяженность которой составляет более 1000 км.

- Как на намерения компании влияет экономический кризис? От чего отказываетесь, как корректируете планы?

- Мы не стремимся значительно урезать бюджеты на строительство сети. Наоборот, развитие транспортной сети позволяет компании создавать собственные каналы и отказываться от аренды, Соответственно, нам не выгодно снижение темпов строительства. Дальневосточный проект был хорош и тем, что реализован был в бюджете 2014 года.

Бюджет на 2015 год сформирован в рублях, договоры, которые занесены в него, в основном предполагают расчеты в национальной валюте.

- А в какой валюте вы рассчитываетесь с вендорами?

- Расчет происходит в рублях, но прайс-лист у некоторых вендоров прописан в долларах США. Зачастую мы фиксируем курс на момент заключения дополнительного соглашения, а не на момент прихода оборудования. У нас есть список, проекты в котором расположены по рейтингу - от большего к меньшему, поэтому мы не планируем ни от чего отказываться. К тому же отдел закупок провел ряд встреч и переподписаний договоров. Заметно также, что наши партнеры после колебаний курса рубля стали более гибкими.

- Каковы инвестиции "ВымпелКома" в развитие транспортной сети в 2015 году?

- Абсолютные цифры не раскрываем. Мы провели очень детальный анализ всех проектов, которые хотим реализовать, особенно региональных. Рисков с точки зрения того, что транспортная сеть будет "узким горлышком" и не пропустит трафик, я не вижу.

- Инвестиции в 2014 и 2015 годах - это сопоставимые цифры?

- Сопоставимые. У нас сбалансированное развитие сети.

- Какие тенденции будут определять развитие транспортной сети компании в последующие годы?

- Главный вектор - качество услуг. Если компания стремится к развитию на новых территориях, ее задача - поддержать строительство, в том числе транспортной сети с необходимым качеством. После строительства основных протяженных элементов инфраструктуры наша задача - с использованием зоновых линий организовать Mesh-структуру с наличием нескольких обходных маршрутов для исключения деградации сервисов в случае линейных аварий.

В сегодняшних непростых экономических условиях при несовершенном земельном законодательстве некоторые землевладельцы пытаются рассматривать спорные вопросы по прокладке кабелей как способ наживы. Mesh-структура как техническое решение позволяет снизить зависимость надежности сети от влияния конфликтных землепользователей.

- Удалось ли реализовать задачи, которые вы ставили перед собой на нынешнем посту? Что хотелось бы сделать еще лучше?

- Не секрет, что в компании "ВымпелКом" эффективность бизнеса всегда была одним из ключевых условий, в том числе и для развития транспортной инфраструктуры. Такой подход безусловно инициировал нас на поиск оптимальных решений, с минимумом затрат и с наиболее высоким эффектом отдачи по строительству и дальнейшему наращиванию требуемой емкости. Крупные операторы продолжают строительство собственной инфраструктуры, и чем ее больше, тем выше затраты на ее содержание. В развитых странах существует понятие "оператор для операторов" (держатель инфраструктуры), когда операторы, предоставляющие услуги, арендуют инфраструктуру у такого оператора.

На мой взгляд, в нашей стране созданы все предпосылки для более эффективного использования капитальных затрат, и можно совместно подумать о новом уровне развития отношений с точки зрения кабельной инфраструктуры между "большой тройкой" и такими операторами, как "Ростелеком" и "Компания ТрансТелеКом" (ТТК). Нам удалось заключить IRU в прошлом году по такой хорошей цене, в том числе и потому, что между необходимыми нам двумя точками лежало целых четыре кабеля разных операторов.

Сумеет ли кризис помочь участникам рынка  выбрать наиболее правильный путь использования инфраструктуры, увидят ли операторы оптимизацию затрат, экономию в таком коллективном подходе использования инфраструктуры - вопрос сегодня открытый.

Одним из направлений коллективного использования инфраструктуры является обмен ресурсами между операторами. Такой подход ведет к экономии средств, консолидации интересов операторов, снижению затрат на эксплуатацию. Рано или поздно все национальные операторы будут обмениваться сетевой инфраструктурой по всем направлениям, будь оно стратегическим или нет. Не могу сказать, что сейчас ситуация идеальна. До сих пор обменная программа - большой, трудоемкий процесс. Но мы его поддерживаем, он развивается, и это хорошо.