Иван Чеберко
09.07.2015

Роскосмос близок к тому, чтобы установить плотный контроль за технической политикой в отношении средств связи, навигации и прочих приложений, использующих космический сегмент.

Право Роскосмоса координировать техническую политику других ведомств, использующих результаты космической деятельности (РКД), закреплено в тексте "Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области использования РКД", текст которого Роскосмос уже согласовал в ключевых ведомствах: Минэкономразвития, Минобороны, Минкомсвязи, Минприроды, Минюсте и др. По словам информированного источника в Роскосмосе, положение планируется принять распоряжением правительства в июле этого года.

В тексте положения (копия есть в "Известиях") говорится: "Федеральное космическое агентство осуществляет координацию деятельности ФОИВов (федеральных органов исполнительно власти. — "Известия") и органов исполнительной власти субъектов РФ в области использования РКД в интересах модернизации экономики РФ, развития ее регионов и расширения международного сотрудничества". Ниже поясняется, что имеется в виду под координацией: это "разработка совместно с заинтересованными ФОИВами нормативных актов, регламентирующих использование РКД, в том числе при создании технических средств, информационных систем и аппаратно-программных комплексов, в процессе разработки и функционирования которых РКД обеспечивают преимущественный вклад в их потребительскую ценность". Здесь же прописаны полномочия Роскосмоса в проведении "единой технической политики при создании и функционировании элементов информационной, навигационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих доступ к РКД и используемых операторами космических услуг".

— Вопрос о закреплении за Роскосмосом функций координатора в области использования результатов космической деятельности решен в рамках закона "О госкорпорации "Роскосмос" и коррективами в ряд других федеральных законов, — пояснил заместитель руководителя Роскосмоса Денис Лысков. — Регламентация полномочий ФОИВов происходит в связи с реализацией утвержденной президентом РФ госполитикой в области использования результатов космической деятельности. Она будет закреплена постановлением правительства, которое сейчас уже на финальном рассмотрении".

Принятие данного положения будет иметь понятные последствия для всех сфер применения космических продуктов: Роскосмос начнет их контролировать. Например, прежде Минкомсвязи и подведомственное ему (через агентство Россвязь) госпредприятие "Космическая связь" (ГПКС) самостоятельно решали, какой спутник вещания купить — российский или импортный. Мнение Роскосмоса при этом не требовалось, подразумевалось, что оператор сам выберет оборудование, с помощью которого будет предоставлять услуги. В результате ИСС имени Решетнёва — подведомственная Роскосмосу компания – производитель спутников — участвовала в тендере ГПКС наравне с китайскими, европейскими и американскими поставщиками.

Когда "Решетнёв" в последний раз проиграл в таком тендере, разразился скандал: российский производитель посчитал, что тендер проведен нечестно, после чего делегация Роскосмоса направилась на переговоры в Минкомсвязи. Там представителей космического агентства выслушали и сказали, что спутники вещания ИСС имени Решетнёва ненадежны и что нужно думать не только о поддержке отечественного производителя, но и об информационной безопасности.

"Положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области использования РКД" таких ситуаций более не допустит: представители Минкомсвязи сами будут ходить в Роскосмос, чтобы там им сказали, какой нужно купить спутник.

В Минкомсвязи от комментариев воздержались.

Аналогичным образом положение ставит точку в многолетней дискуссии Роскосмоса и Минприроды (главным образом в лице подведомственного Росгидромета). Минприроды долгое время добивалось тех же прав, которыми пользовалось Минкомсвязи: самостоятельно определять состав метеорологической спутниковой группировки и заказывать производство космических аппаратов. Всякий раз Роскосмос успешно отбивался от инициатив руководства Минприроды, а теперь, похоже, смог закрыть вопрос на годы вперед.

В Минприроды от комментариев отказались.

— К этому документу в дальнейшем будут приниматься дополнительные правовые акты, — отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисееев. — Допускаю, что ФОИВы, в целом согласовавшие текст данного положения, будут усиленно отстаивать свои позиции в ходе написания как раз-таки последующих правовых актов. Хотя ответ на основной вопрос — кто будет координирующим органом — в тексте положения есть. Там сказано, что координатором будет Роскосмос.