Валерий Кодачигов
Олег Сальманов
10.12.2015

Оператор WiFi-сети в московском метро "Максимателеком" предложил операторам нестандартный способ организации сети 3G в тоннелях метрополитена.

Об этом рассказал "Ведомостям" источник, близкий к одной из сторон переговоров, и подтвердил представитель "Максимы" Илья Грабовский. Он предлагает устанавливать в вагонах метро компактные сотовые ретрансляторы (фемтосоты) так же, как сейчас устанавливаются WiFi-роутеры "Максимателекомом", и включать их в сотовую сеть через WiFi-сеть "Максимателекома". Абоненты смогут звонить по этой сети и отправлять sms.

Конкретных операторов и обсуждаемые условия сотрудничества Грабовский не назвал. По его расчетам, в случае достижения договоренности "Максимателеком" мог бы организовать для сотовых абонентов голосовую связь и sms на большей части протяженности тоннелей метро чуть более чем за полгода.

Сотрудники двух работающих в Москве сотовых операторов утверждают, что телефонизация вагонов метро с помощью фемтосот действительно обсуждалась с "Максимателекомом", но никаких договоренностей пока не достигнуто.

МТС и "Максимателеком" обсуждали возможность телефонизации вагонов московского метро с помощью фемтосот, подтверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Переговоры с "Максимателекомом" и возможные условия сотрудничества он не комментирует.

Началу оснащения фемтосотами вагонов должно предшествовать объявление Московским метрополитеном конкурса на их установку и создание сопутствующей инфраструктуры, утверждает источник, близкий к одному из сотовых операторов. Он надеется, что сама установка фемтосот начнется уже в 2016 г. Сейчас конкурсная документация согласуется в различных городских ведомствах, рассказывает представитель метрополитена.

Право предоставлять в метро услуги WiFi "Максимателеком" выиграл на конкурсе в 2013 г. – тогда он стал единственной компанией, подавшей заявку. В сентябре 2014 г., когда московские власти обсуждали с сотовыми операторами строительство в метро одной на всех сотовой сети, сотрудник одной из сотовых компаний оценил совместные затраты в 7 млрд руб. В 2014 г. московские власти начали подготовку конкурса на строительства единой сети – "Мегафон", МТС, "Вымпелком" и "РТ-мобайл" ("дочка" "Т2 РТК холдинга", объединяющего сотовые активы "Ростелекома" и Tele2) даже согласовали проект меморандума об условиях строительства. Но в конце года проведение конкурса было отложено на неопределенный срок. В августе 2015 г. стало известно, что московские власти планируют вернуться к этому проекту.

Телефонизация вагонов метро с помощью фемтосот – нетривиальная инженерная задача, считает топ-менеджер одного из сотовых операторов. Во-первых, фемтосотам нужно стабильное соединение с сетью: они очень чувствительны к потере соединения, а перезагрузка длится несколько минут, утверждает он. Кроме того, для их работы важна неизменность радиообстановки вокруг – а поезд движется от станции к станции, обстановка на которых сильно различается, объясняет этот человек.

Бюджет телефонизации вагонов метро с помощью фемтосот может оказаться существенно ниже, чем суммы, озвученные ранее, утверждает Грабовский.

МТС ждет объявления конкурса на установку фемтосот, а пока активно развивает в метро LTE в диапазоне 1800 МГц, говорит Солодовников. В июле 2015 г. она также запустила сети 3G на Таганской и Сокольнической линиях и усилила 3G-покрытие на Кольцевой, рассказывает он. Представители "Вымпелкома", "Мегафона" и "Т2 РТК холдинга" (Tele2) отказались от комментариев.