© ComNews
21.01.2016

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) планирует проанализировать среднерыночные коммерческие условия по аренде площадок для размещения оборудования связи с целью сокращения издержек по этому направлению. Для других операторов "большой четверки" вопрос снижения расходов на аренду площадок тоже важен. По мнению экспертов телеком-рынка, в период экономической нестабильности проблема снижения издержек сотовых операторов на аренду площадок для размещения объектов связи особенно актуальна.

МТС объявила запрос информации (RFI) о проведении анализа среднерыночных коммерческих условий и определении рыночных ставок аренды для размещения оборудования связи на территории РФ. Предложения оператор будет принимать до 5 февраля 2016 г. Пресс-служба МТС вчера воздержалась от комментариев.

Компании, желающие участвовать в этом запросе, должны будут разработать и предложить подход, варианты методов, сценариев работы по проведению анализа в зависимости от типов, категорий и территориальной принадлежности объектов.

Согласно запросу, целями проведения данного анализа является определение среднерыночных коммерческих условий размещения оборудования связи на площадках в зависимости от их типов, категорий и территориальной принадлежности, выявление потенциала сокращения затрат. Кроме того, анализ рынка аренды площадок преследует такие цели, как определение среднерыночного уровня арендных ставок для рассматриваемого сегмента и динамики ставок аренды, а также прогноз.

Как ранее сообщал пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников, компания в 2015 г. запустила по всей России проект по переносу базовых станций на более дешевые площадки. Для поиска новых партнеров оператор организовал на сайте раздел "Стань нашим арендодателем", где любой владелец здания или участка, на котором возможно размещение оборудования, может сдать его в аренду оператору. Арендодателем может стать как организация, так и физическое лицо. Например, в Новосибирске МТС удалось договориться с более чем 40 арендодателями о снижении арендной ставки. На Дальнем Востоке - в работе более 60 предложений по аренде площадей, которые поступили на этот сайт. "У нас уже есть успешные примеры, когда, уйдя с одной площадки на другую, мы только по одной площадке получим экономию более 1,5 млн руб. в год", - отмечал он (см. новость ComNews от 18 января 2016 г.).

Для других операторов "большой четверки" вопрос снижения расходов на аренду площадок тоже актуален. Так, в прошлом году ПАО "МегаФон" в тестовом режиме запустило проект по привлечению частных арендодателей в Столичном и Кавказском филиалах. За несколько месяцев 2015 г. арендодатели направили в компанию более 300 предложений, и оператор уже установил первые базовые станции. 

"В рамках тестового режима компании удалось снизить удельную ставку аренды сайтов по этой программе в среднем на 5%, - отметила в разговоре с репортером ComNews руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина. - Целью компании в 2016 г. является снижению удельной ставки аренды базовых станций на 2,5%, несмотря на ежегодную индексацию тарифов арендодателями".

Кроме того, для повышения эффективности бизнеса совет директоров "МегаФона" принял решение учредить ООО "Первая башенная компания" (ПБК). Эта компания будет управлять башенной инфраструктурой "МегаФона" (см. новость ComNews от 30 ноября 2015 г.). Как сообщали СМИ, ПБК создается с целью дальнейшей продажи. По данным газеты "Ведомости", речь идет о большей части вышек оператора по всей стране (на тот момент их было около 14 тыс.). Сам же "МегаФон" планирует арендовать эти сооружения (см. новость на ComNews от 30 сентября 2015 г.). Аналогичные планы есть и у ПАО "ВымпелКом": этот оператор может продать около 10-12 тыс. своих башен в России. Претендентов на покупку трое - "Русские Башни", "Вертикаль" и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ; см. новость на ComNews от 13 января 2016 г.).

Что касается уменьшения расходов на аренду площадок для размещения оборудования связи, то "ВымпелКом" с 1 ноября 2014 г. запустил программу снижения затрат на аренду позиций, открыв специальный раздел на корпоративном сайте (см. новость ComNews от 31 октября 2014 г.). Как напомнила пресс-секретарь компании Анна Айбашева, оператор предлагает как организациям, так и физлицам сдавать в аренду подходящие для "ВымпелКома" площадки. "В результате работы с арендодателями в 2015 г. оператор добился снижения средней стоимости аренды в абсолютном большинстве филиалов компании", - подчеркнула она.

Как рассказывал в сентябре 2015 г. руководитель департамента аренды технологической инфраструктуры "ВымпелКома" Константин Дулапчи, за восемь месяцев 2015 г. стоимость аренды площадок для размещения базовых станций снизилась на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (см. новость ComNews от 16 сентября 2015 г.).

"Tele2 уделяет большое внимание экономической эффективности при строительстве сети, поэтому компания заинтересована в выгодных способах размещения объектов связи. Например, мы сотрудничаем с частными арендодателями. Владельцы площадок, приспособленных для установки оборудования сотовой связи, могут оставить заявку на сайте Tele2 в специальном разделе "Аренда позиций", - рассказала вчера ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.

Кроме того, ряд операторов с целью экономии расходов на инфраструктуру и повышения качества покрытия сети уже подписали с группой компаний "Русские Башни" контракты на размещение оборудования связи на более чем 150 ЛЭП в Москве и Московской области (см. новость ComNews от 19 января 2016 г.).

По словам руководителя департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталия Солонина, в период экономической нестабильности проблема снижения издержек сотовых операторов, в том числе на аренду площадок для размещения объектов связи, особенно актуальна. "С этой целью операторы практикуют, к примеру, совместное использование пассивной телеком-инфраструктуры - волоконно-оптических линий связи, антенно-мачтовых сооружений для размещения базовых станций. Это дает им экономию капитальных и операционных затрат на уровне 4-5% в год. Другой способ экономии - попытаться договориться с арендодателями", - добавил в беседе с ComNews Виталий Солонин.

В целом, по словам Виталия Солонина, затраты операторов "большой четверки" на аренду площадок под базовые станции, а также оборудование FTTB (Fiber to the Вuilding), фиксированных и магистральных сетей превышают 40 млрд руб. в год. При этом, как заметил он, доля затрат на аренду сайтов для базовых станций составляет основную часть расходов операторов на аренду технологических позиций.

"Обычно договоры аренды заключаются на долгосрочный период, поэтому этот вид затрат относительно стабилен и может увеличиваться в основном только при росте числа позиций - сайтов. В настоящее время период активного строительства сетей фактически закончился, операторы активно работают в направлении снижения издержек и, соответственно, вряд ли будут тратить на аренду в 2016 г. больше, чем в 2015 г.", - заключил Виталий Солонин.