Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 14.12.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.26 EUR 75.39
14 декабря 2018 года, Пт

Михаил Хаустов, генеральный директор ЗАО "Норильск Телеком" и Павел Минаев, генеральный директор управляющей компании "РусИнтерКом"

Ирина Глухова, Стандарт
14.05.2010


Михаил Хаустов, генеральный директор ЗАО "Норильск Телеком":<br />
"Норильск Телеком" остается головной компанией группы и основным оператором связи в Норильском промышленном районе"
Михаил Хаустов, генеральный директор ЗАО "Норильск Телеком":
"Норильск Телеком" остается головной компанией группы и основным оператором связи в Норильском промышленном районе"

Завершив реструктуризацию бизнеса, группа компаний "Норильск Телеком" намерена еще активнее покорять сибирское пространство. Как оператор традиционной телефонии смог так быстро создать  крупный холдинг с перспективной мультимедийной составляющей, издателю "Стандарта" Ирине Глуховой рассказали  генеральный директор ЗАО "Норильск Телеком" Михаил Хаустов и генеральный директор управляющей компании "РусИнтерКом" Павел Минаев.

- Михаил Васильевич, в прошлом году завершилась диверсификация бизнеса группы компаний (ГК) "Норильск Телеком". Какие факторы инициировали этот процесс? Какие активы входят сегодня в ГК? И какие задачи решает теперь оператор "Норильск Телеком"?

Михаил Хаустов:

Бизнес компании "Норильск Телеком" (НТ), созданной в 2004 году на базе подразделения производственно-технологической связи ГМК "Норильский никель", в 2008-2009 годах претерпел существенные изменения. Мы преобразовали структуру управления: передали все мультимедийные активы НТ в специально созданную управляющую компанию "РусИнтерКом". Реструктуризация была насущно необходима. Напомню, что в процессе развития НТ расширил территорию присутствия и сферу влияния: из норильского промышленного района (НПР) стал активно продвигаться в другие северные регионы, укрепил позиции в Красноярске и Красноярском крае. Мы строили собственные сети широкополосного доступа в Интернет и кабельного телевидения, приобретали мультимедийные компании. В результате в активе НТ стало почти два десятка операторов. Они и составили группу компаний "Норильск Телеком", которая предоставляет услуги не только в НПР, но и во всех крупных городах Красноярского края, в Новосибирске.

При этом НТ остается головной компанией группы и основным оператором связи в НПР.

Без преувеличения можно сказать, что сегодня даже в масштабах России трудно найти телекоммуникационную компанию с таким обширным перечнем услуг связи, как у НТ. Среди этих услуг наряду с традиционными большой объем занимают специализированные услуги производственной связи, включая такие специфические, как горно-подземная транкинговая радиосвязь, промышленное телевидение и многое другое. Наши потребители – это практически все население региона и большинство юридических лиц, ведущих бизнес в НПР. И конечно, основной наш клиент – Заполярный филиал ГМК "Норильский никель", которому НТ предоставляет весь комплекс телекоммуникационных и специализированных услуг связи.


Павел Минаев, генеральный директор управляющей компании "РусИнтерКом": "Только региональные компании способны создать что-то новое: у локальных игроков недостаточно средств, а у крупных федеральных замедлены бизнес-процессы"
Павел Минаев, генеральный директор управляющей компании "РусИнтерКом": "Только региональные компании способны создать что-то новое: у локальных игроков недостаточно средств, а у крупных федеральных замедлены бизнес-процессы"

- Почему "Норильск Телеком" решил развиваться в основном через покупки кабельных активов?

Павел Минаев:

- Покупка – это возможность предельно быстро выйти на новый рынок. Мы и сейчас ведем переговоры с рядом компаний о приобретении их бизнеса. Однако говорить о чем-то конкретном пока рано, поскольку мы очень осторожно относимся к приобретениям. "РусИнтерКом" тщательно изучает рынки, на которые собирается выходить, и компании, выставленные на продажу.

- За счет каких регионов вы планируете развиваться? Пойдете ли на Дальний Восток?

Михаил Хаустов:

- Нам интересна вся Восточная Сибирь.

Павел Минаев:

- Я бы сказал, что территории восточнее Уральского хребта попадают в сферу наших интересов. Однако на Дальний Восток в ближайшем будущем мы вряд ли пойдем – у нас нет задачи стать федеральной компанией, мы намерены оставаться региональным лидером, в этом свои преимущества. Из-за масштаба федеральные игроки не в состоянии в равной степени развивать все регионы, это требует колоссальных ресурсов. Региональные игроки более пластичны, как с точки зрения маркетинговой стратегии, так и в технологических вопросах. По-моему, только региональные компании способны создать что-то новое: у маленьких локальных игроков недостаточно средств, а у крупных федеральных бизнес-процессы замедлены, им сложно отказаться от наработанных схем.

- Как вы оцениваете прошедший год? Какие события повлияли на деятельность "Норильск Телекома"? Чувствовали ли влияние кризиса?

Михаил Хаустов:

- Несмотря на то что мы работаем на Крайнем Севере, кризис – явление глобальное, и он безусловно оказал влияние на деятельность НТ. В чем это выражалось? Сократились инвестиционные бюджеты, замедлилось планируемое ранее развитие и расширение мощностей производства, а это отразилось в свою очередь на объеме потребления нашими клиентами и услуг связи. Многие крупные компании сократили расходы на телекоммуникации, а если предприятие закрывалось, происходило отключение от услуг. Мы предвидели подобное развитие событий, поэтому на нашем бизнесе это не сказалось удручающим образом. Кроме того, НПР – регион специфических условий работы и проживания, а Норильск – город постоянной миграции. Ежегодный приток и отток населения составляет более 8 тысячи человек, соответственно, и абонентская база меняется постоянно. Можно сказать, что мы нашли пути быстрого реагирования на абонентскую мобильность.

А вообще период кризиса – это время новых возможностей, как ни парадоксально это звучит. Мы вошли в него без кредитных обязательств, у нас не было программ, ориентированных на погашение долгов. Невозможно было получить кредитование со стороны банков, но на развитии нашей группы это практически не сказалось. Мы не стояли на месте и не собираемся останавливаться, мы находили способы финансирования для развития новых услуг. В телекоммуникационной среде есть термин "широкополосный доступ". Так вот, я бы назвал "Норильск Телеком" предприятием "трудного доступа" – именно так мы называем между собой нашу компанию. Мы привыкли работать в условиях Крайнего Севера и всегда готовы к форс-мажорным обстоятельствам. При этом задача регионального лидерства не становится менее актуальной.

- Михаил Васильевич, вы отметили, что в 2009 году активно развивали новые услуги и направления бизнеса. Какие из сервисных новаций вы можете назвать?

Михаил Хаустов:

- Среди наших традиционных сервисов, как я уже упоминал, – местная и внутризоновая телефония, широкополосный доступ в Интернет, передача данных, местные и междугородные каналы связи, межоператорские услуги по пропуску трафика.

Наряду с ними мы стали продвигать услуги позиционирования и мониторинга подвижных объектов на базе спутниковой сети ГЛОНАСС/GPS. Партнером проекта выступает компания "М2М телематика" – оператор и разработчик программного обеспечения, абонентского оборудования в сфере мониторинга. "Норильск Телеком" получил эксклюзивные права на продвижение систем на территории Красноярского края, Новосибирской и Мурманской областей. В настоящее время наша компания ввела в эксплуатацию систему мониторинга и позиционирования подвижных объектов (СМПО) на территории Красноярского края, включая регионы, расположенные за Полярным кругом, – Норильский промышленный район и Дудинку. К единой сети НТ подключено более 800 транспортных средств, а около 1500 – к специализированной технологической сети мониторинга Заполярного филиала горно-металлургического комбината (ГМК), которая находится на техническом обслуживании НТ. "Норильск Телеком" намерен охватить и другие регионы, а также расширить СМПО в НПР.

На базе системы мониторинга развивается не только отслеживание автотранспортных средств, но и другие опции. В скором времени мы выпустим на рынок подобную услугу для персонального пользования. С помощью треккера размером с пейджер можно будет контролировать местонахождение людей. Это не только контроль, но и обеспечение безопасности. Сервис актуален для родителей, для обходчиков теплотрасс, почтальонов – ведь погода на Крайнем Севере непредсказуема, а треккер всегда покажет, где находится человек.

Кроме того, на базе промышленного телевидения активно развиваются сервисы, позволяющие управлять технологическими процессами с пульта наблюдения с помощью видеокамер. Существует, например, услуга "Автотабель", благодаря которой фиксируется местонахождение шахтера под землей, что очень важно при ликвидации аварийных ситуаций. В портфеле НТ очень много подобных социально ориентированных проектов. В рамках программы "Безопасный город", которую мы уже второй год реализуем с администрацией Норильска, развивается система видеонаблюдения на улицах города и другие сервисы для обеспечения безопасности горожан.

- "Норильск Телеком" напрямую зависит от спутникового ресурса, так как не имеет магистральной оптики с Большой Землей. Нехватка емкости не сказалась на деятельности НТ?

Михаил Хаустов:

- Да, мы ощущаем нехватку емкости и очень рассчитываем на то, что программа запуска новых российских спутников связи в ближайшие годы существенным образом сократит дефицит этого критичного для НТ ресурса, а увеличение предложения, в силу рыночных механизмов, снизит его стоимость.

Сегодня мы располагаем необходимой для нормального и надежного функционирования нашей сети полосой частот за счет аренды емкости на четырех спутниках связи – Intelsat-906, "Экспресс АМ-33", "Ямал-200" и ABS-1. Суммарная полоса, арендуемая НТ, составляет более 45 МГц. Через отечественные аппараты идет голосовой трафик, поскольку пропускать его через зарубежные законодательно не разрешено. Данные мы передаем через два зарубежных спутника. Необходимая надежность работы сети обеспечивается использованием различных бортов для трафика каждого вида.

Проблема нехватки емкости решается сегодня в основном за счет внедрения современных высокотехнологичных решений – более эффективных методов модуляции, использования акселераторов, интернет-трафика и других. Внедрение этих технологий позволяет также сокращать расходы компании на дорогостоящий спутниковый ресурс. То есть дефицит емкости имеет и обратную сторону – стимулирует внедрение современных решений на нашей сети.

- В прошлом году вы находили средства для инвестиций. Это были собственные или заемные средства? На что они были направлены?

Михаил Хаустов:

- Мы задействовали только собственные средства, инвестировали их в покупку мультимедийных компаний. В частности, в апреле 2009 года мы приобрели красноярских операторов "Крастелеком" и "Атлантик". Обе компании предлагают кабельное телевидение и доступ в Интернет и вошли в состав мультимедийного холдинга "РусИнтерКом". Еще одним направлением бизнеса, которое мы собираемся развивать, является медийное направление. Так, в Канске мы приобрели телекомпанию "Канск. 5 канал", на базе которой планируем создать сеть медийных студий на всей территории нашего присутствия. Инвестиции составили более 100 млн рублей. Инвестировали средства и в реконструкцию сетей по технологии "оптика в дом" в Красноярске, где у нас свыше 70 тысяч домохозяйств.

- Павел Петрович, зачем была приобретена телекомпания? Ведь до сих пор ГК "Норильск Телеком" не занималась производством телевизионного контента?

Павел Минаев:

- "Канск. 5 канал" – это прежде всего традиционная телевизионная студия, которая вещает 24 часа в сутки. Создание собственных телепрограмм – для нас новая компетенция. Скажу больше. Оценив первые шаги в этом направлении, "РусИнтерКом" пришел к решению создать телестудии во всех городах присутствия. Уже работают студии в Минусинске и Зеленогорске, завершено создание телестудии в Новосибирске. На базе канской телекомпании мы проводим обучение сотрудников из других регионов. Впрочем, в других регионах холдинг не будет создавать традиционные телестудии. Мы не собираемся конкурировать с федеральными каналами, такими как "Вести 24" или РБК, это слишком затратно. На мой взгляд, студии, подобные нашей, должны создавать новые продукты, которые соответствовали бы в полной мере потребностям местного жителя. Мы понимаем, что абоненты разные, и их потребности тоже отличаются. Однако у нас есть возможность создавать оперативный локальный продукт на стыке традиционного телевизионного и нового сетевого пространства.

- На базе каких технологий вы предоставляете услуги телевидения?

Павел Минаев:

- Большей частью мы предлагаем абоненту услуги аналогового кабельного телевидения. В отдельных регионах, например в Красноярске, внедрено цифровое кабельное телевидение на базе технологии DVB-C. В Норильске в тестовом режиме работает зона IPTV. Мы отрабатываем технологию на двух сотнях пользователей, прежде чем запустить услугу на массовый рынок.

- Почему IPTV есть только в Норильске? Почему не спешите внедрять его на всей территории присутствия? Когда IPTV в Сибири станет массовым сервисом?

Павел Минаев:

- Сети кабельного телевидения практически везде идут параллельно с оптическими сетями. И в принципе мы в любой момент готовы перевести абонентов с одной технологии на другую. Однако регионы на два-три года отстают в развитии от столицы, как Москва – от Европы. Перейти с одной технологии на другую несложно, но у клиента должна сформироваться потребность. Кроме того, IPTV как продукт еще не созрел. Мало загнать в один "шланг" сто или двести каналов, в этом нет ничего нового. Необходимо в полной мере реализовать интерактивные возможности технологии. И главное, прежде чем IPTV выпускать на массовый рынок, следует упростить интерфейс – обилие кнопок на пульте управления и сложная структура меню отпугивают пользователей. По моим оценкам, массового появления IPTV в регионах следует ожидать не раньше, чем через три-пять лет.

- Кого вы видите в числе конкурентов, например в Норильске?

Михаил Хаустов:

- Конкуренты есть всегда, даже если ты лидер. Хотя считаю, что в Норильске у нас сейчас конкурентов нет. Дочернюю компанию "Комстар – Объединенные ТелеСистемы" – "Канал-7" – мы обошли и по качеству услуг, и по тарифам, да и в контенте тоже. У "Канала-7" была студия, но недавно ее закрыли.

В настоящее время у нас около 180 тысяч абонентов кабельного ТВ. Но пока не все, кто смотрит наше телевидение, пользуются широкополосным доступом. Наша задача – провести модернизацию сетей, чтобы на всей территории присутствия группы пользователи могли получать весь спектр услуг.

- Как отразится на рынке реализация федеральной целевой программы по переходу на цифровое ТВ?

Павел Минаев:

- Во многом это будет зависеть от стратегии, которую изберет государство. Например, когда я был в Германии, то ради любопытства смотрел государственное телевидение, вещаемое по технологии DVB-T. На 24 каналах эфирного ТВ нет развлекательных программ. Эфирное телевидение в Германии выполняет социальную функцию, а развлекательные программы вещают кабельные операторы. Если и российское эфирное вещание ограничится только социальной функцией, то на отечественном рынке платного ТВ ничего не изменится. Если же государство будет коммерциализировать ТВ, то рынок ожидает передел. В то же время следует понимать, что каналами даже трех мультиплексов невозможно покрыть все потребности абонента. А значит, на рынке останется место и кабельным операторам.

- Какие задачи стоят перед НТ в 2010 году? Куда будут направлены инвестиции?

Михаил Хаустов:

- В Норильске мы планируем реализовать несколько инвестиционных проектов, в частности, модернизацию сети ГТС. Мы намерены заменить все аналоговые станции – у нас их на сети около 40 % – на цифровые. После этого будем внедрять повременную тарификацию услуг. В наших планах – разработка новых сервисов, развитие партнерских отношений с поставщиками решений. По мультимедийному направлению – дальнейшее строительство сетей и увеличение количества абонентов. В 2010 году мы намерены увеличить абонентскую базу на 30 %.

Павел Минаев:

- Мы планируем инвестировать средства и в создание таких технологий работы с потребителями, которые обеспечат более высокий уровень удовлетворения их потребностей. Речь идет о технологиях контроля качества предоставляемых услуг и клиентского сервиса, а также о внедрении принципиально новых и современных сервисов.

Справка

ЗАО "Норильск Телеком" (НТ) – головная компания группы компаний "Норильск Телеком" – ведет свою историю с 1939 г., когда в составе Норильского горно-металлургического комбината было образовано структурное подразделение – Производственно-техническое управление технологической диспетчеризации и связи (ПТУТДиС), обслуживающее средства связи Норильского промышленного района (НПР) и средства производственной связи комбината. В январе 2004 г. на базе ПТУТДиС был создан оператор связи "Норильск Телеком". Компания оказывает услуги местной, внутризоновой телефонии, широкополосного доступа в Интернет, предоставления каналов связи, построения виртуальных частных сетей (IP VPN), кабельного телевидения, включая IPTV, хостинга в Норильске (включая входящие в его состав поселки Талнах, Кайеркан, Оганер, Снежногорск, Светлогорск) и Дудинке.

В группу компаний "Норильск Телеком" наряду с головной компанией "Норильск Телеком" входят: ООО "Астрон" и ООО "ОптиксТел" (Красноярск), ООО "Первая миля" (Новосибирск), ООО "Атлас" (Железногорск) и ООО "Прима Телесеть" (Ачинск, Зеленогорск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово), ООО "СибирьТВ" и др. Для управления активами ГК "Норильск Телеком" создала управляющую компанию "РусИнтерКом". При этом "Норильск Телеком" отвечает за телекоммуникационный бизнес, управляющая компания "РусИнтерКом" – за направление "мультимедиа", "СибирьТВ" – за направление "медиа".


Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости