Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 14.12.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.26 EUR 75.39
14 декабря 2018 года, Пт

ГПКС обновит "Экспрессам" страховку

МАРИЯ ПЕТРОВА
© ComNews
10.10.2011


10.10

ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) объявило о проведении двух открытых конкурсов: на страхование эксплуатации космической группировки спутников серии "Экспресс" - АМ1, АМ2, АМ3, АМ22, АМ33, АМ44, МД1 - и на страхование запуска и эксплуатации на орбите спутника "Экспресс-МД2". Заявку на конкурс собирается подать "Ингосстрах", который после неудачного запуска самого мощного российского спутника "Экспресс-АМ4" готовится к концу года выплатить ГПКС страховку в размере 7,5 млрд руб. ГПКС начнет рассматривать предложения страховщиков 31 октября.

Об этом говорится в официальном сообщении ГПКС. "Обычно ГПКС страхует спутниковую группировку на год, а потом продлевает страховку. Существует определенная процедура - мы проводим конкурс на страхование, поскольку заинтересованы в получении лучших предложений на рынке", - сообщила ComNews пресс-служба предприятия.

С точки зрения генерального директора компании "Сетьтелеком" Сергея Пехтерева, страхование пуска МД2 - абсолютно традиционное для рынка событие, "где интересным может быть только то, как изменится страховая премия в свете неудачи с АМ4". "Но страхование существующей группировки, пребывающей в разной степени выработки ресурса и наличия проблем, весьма нетривиальное мероприятие", - указывает он.

Как ранее сообщал ComNews, в августе был запущен долгожданный "Экспресс-АМ4" - самый мощный российский спутник. Через несколько часов после запуска аппарат ушел на нерасчетную орбиту, вскоре Роскосмос и ГПКС признали его полную потерю. Страховщиком аппарата был "Ингосстрах", который планирует к концу этого года выплатить 7,5 млрд руб. Однако на плечи самого "Ингосстраха" ляжет выплата лишь 225 млн руб. - то есть 3% всей суммы. Остальные 97% выплатят компании, у которых "Ингосстрах" перестраховал риски. Компания также собирается страховать и проектируемый спутник "Экспресс-АМ4R", который призван заменить потерянный аппарат (см. новость ComNews от 23 сентября 2011 г.).

"Ингосстрах" будет участвовать в конкурсе. Заявки подаются 27 октября. В данный момент мы изучаем условия страхования космической группировки и готовим соответствующие материалы для международного рынка", - сказал репортеру ComNews вице-президент ОСАО "Ингосстрах" Александр Подчуфаров. По его словам, страховая сумма по случаю неудачного запуска спутника ГПКС "Экспресс-АМ4" еще не выплачена, но средства уже собираются.

Пресс-служба ООО "Росгосстрах", которое также участвовало в тендере на страхование спутников "Экспресс", сообщала ранее, что компания по-прежнему заинтересована в работе с отраслью спутниковой связи. В пятницу пресс-служба не смогла прокомментировать, будет ли страховщик участвовать в тендерах.

Сергей Пехтерев отмечает, что экспертам страховых компаний предстоит практически "угадать прикуп": "Завысишь вероятность аварии, и соответственно страховую премию, - контракт уйдет к конкуренту, занизишь и нарвешься на страховой случай - получишь многомиллионный убыток. Так что будем ждать итогов тендера, а потом стучать по дереву, ибо в случае аварии страховщик потеряет только деньги, а кто-то из спутниковых операторов может потерять весь бизнес...". 

"На мой взгляд, не совсем правильно страховать спутники от "механической" поломки - получается, что такие проблемы ожидаемы, и в этом случае ГПКС должно представить страховым компаниям полную картину возможных неисправностей. Имеет смысл страховать космические аппараты, уже работающие на орбите, от каких-либо внешних повреждений, например, удара случайного метеорита или другого космического тела, - считает генеральный директор ООО "РуСат" Сергей Алымов. - Замечу также, что срок жизни перечисленных космических аппаратов небольшой, и вряд ли выплаченная сумма страховки сможет покрыть все издержки при наступлении страхового случая. При таком положении вещей большого смысла в страховании нет. Однако если страховка каким-либо образом поддержит космическую группировку или поможет обновить спутники при наступлении непредвиденного или страхового случая, то тогда действия ГПКС в этом направлении приведут только к положительным результатам".

"Тема "космического" страхования, увы, ныне интересует не только пять-шесть узких специалистов, работающих в двух-трех специализирующихся на этом виде страхования компаниях, но и значительное число других причастных к отрасли, - констатирует Сергей Пехтерев. - Причин этому, увы, немало: и история с недозастрахованными спутниками ГЛОНАСС (странный выбор страховщика и страховая сумма в 3% от суммы ущерба в неудачном запуске "Протона"), и разгоревшийся летом скандал между "Ингосстрахом" и "Росгосстрахом" по поводу тендера на страхование "Экспресс-АМ4", и непростое состояние нашей орбитальной группировки, о чем открыто говорилось с трибуны конференции SATRUS'2011. Даже, казалось бы, удачный пример со страхованием ГПКС спутника "Экспресс-АМ4" - сумма возмещения адекватная, страховщик достойный, перестраховка сделана, страховщик не юлит и не прикрывается судебным крючкотворством, но едва ли ГПКС получит все деньги на строительство нового аппарата, и кто компенсирует неполученные доходы от полностью распроданного гигантского по нашим меркам спутника?"


Новости

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости