Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 20.07.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.87 EUR 70.79
20 июля 2019 года, Сб

IT первой необходимости. Чем шире у бизнеса клиентская база и длиннее логистические цепочки, тем важнее для него IT-инструменты

24.09.2012

За последние несколько лет роль информационных технологий в бизнесе серьезно изменилась. Из банальной статьи расходов IT превратились в действенный инструмент повышения эффективности, результаты использования которого можно оценить по реальной выручке.

Жажда нового

Прошедшим летом журнал PCWeek провел исследование на предмет IT-бюджетов, которое показало, что в этом году более 35% опрошенных компаний существенно увеличили эту статью расходов по сравнению с 2011 годом. Еще 29% сообщили о незначительном росте, и только в 15% случаев IT-бюджет сократился.

В сегменте среднего и малого бизнеса (СМБ) динамика расходов на IT еще более впечатляющая. Исследовательский центр Marketvisio совместно с оператором связи Orange Business Services выяснил, что более 50% российских компаний из категории СМБ увеличат свои расходы на информационные технологии и телекоммуникационные услуги в текущем году. Исследование проводилось в 14 городах России среди 712 компаний, работающих в самых разных отраслях. Наибольший рост бюджетов на услуги ИКТ в этом году покажут компании Дальнего Востока (в среднем 66% компаний), Сибири и Урала (51%), Москвы (47%) и Поволжья (46%). Компании Южного федерального округа преимущественно сохранят прежний уровень расходов. Аналитики связывают желание компаний этого типа увеличить бюджеты на IT с интересом к облачным сервисам. Так, 46% опрошенных сообщили, что еще не используют облачные решения, но в скором будущем планируют.

Российский интерес к этой теме отвечает общемировой тенденции. По данным IDC, в 2011 году затраты на облачные сервисы росли в четыре раза быстрее, чем весь рынок IT. В итоге увеличился спрос на серверное оборудование и системы хранения данных. Агентство Forrester также отметило рост выручки, получаемой поставщиками по модели SaaS, с $13,4 млрд до $21,2 млрд и спрогнозировало увеличение этого показателя до $30,1 млрд в 2012 году. Причем большинство SaaS-провайдеров не разглашает финансовых показателей либо не выделяет этот тип продуктов в отдельную категорию в открытых отчетах. Специалисты Gartner предсказывают, что к 2016 году больше половины из сотни крупнейших мировых корпораций будут хранить конфиденциальную информацию в публичных облаках. Это потянет за собой множество последствий, но ясно, что такая модель в конечном счете более выгодна с точки зрения бизнеса.

По словам Евгения Сизова, руководителя IT-управления группы компаний "Связной", перевод почтовых сервисов в облачную среду Microsoft Office 365 дал возможность компании решить несколько задач. Сотрудников обеспечили почтовыми ящиками необходимого для эффективной работы объема. Удалось снизить расходы на поддержку корпоративной почты — экономия, по некоторым оценкам, составит около $600 тыс. в год. Наконец, появилась возможность высвободить ресурсы собственного ЦОД — в итоге повысилась производительность критичных для бизнеса приложений, созданных на основе Microsoft SQL Server 2012.

Еще один тренд, демонстрирующий стремление частных компаний формализовать и сделать более эффективными отношения с IT,— использование аутсорсинга. Согласно тому же исследованию Marketvisio, 22,3% компаний уже сейчас отдают IT на аутсорсинг частично или полностью, а 25,8% планируют увеличить в 2012 году профильные расходы.

Опрошенные в рамках исследования IT-директора сообщают, что в аутсорсинге им наиболее интересны следующие услуги: развитие бизнес-приложений и интеграция (37,1%); аутсорсинг IT-инфраструктуры (33,3%); постоянное техническое обслуживание (28,9%); хостинг и управление бизнес-приложениями (23,9%); аутсорсинг менеджмента IT-инфраструктуры (22%).

Вызовы глобализации

Игорь Богачев, гендиректор SAP СНГ, выделяет три наиболее важных макроэкономических фактора, влияющих на стратегию и тактику российских предприятий. Первый — бурная гонка технологий, приводящая зачастую к появлению новых бизнесов и смене технологического уклада целых отраслей. Второй, идущий в связке с первым,— рост конкуренции во многих развивающихся отраслях, отчасти связанный с приходом крупных зарубежных игроков. Последние отличаются, как правило, эффективным долгосрочным планированием, но главное — гораздо меньшими издержками при реализации бизнес-процессов. "Со вступлением в ВТО перспективы столкнуться лоб в лоб с более продвинутыми зарубежными конкурентами появились у многих компаний,— добавляет Богачев.— И рассчитывать на то, что правительству удастся сделать этот процесс плавным и отодвинуть многие изменения на несколько лет — мол, нет оснований для опасений,— я бы не стал".

Третий фактор, ставший в последние два-три года очень заметным,— резкое увеличение роли неценовой конкуренции. За потребителя бороться теперь приходится с помощью функциональности основного сервиса, спектра дополнительных услуг, программ лояльности и т. д. В таких отраслях, как ритейл и банковские услуги, эти методы вышли на первый план. "Заметными эти факторы стали, на мой взгляд, по причине окончательного ухода от модели выживания к модели развития большей части потребительских групп в России",— считает Игорь Богачев.

С ним согласен Николай Прянишников, президент Microsoft в России. По его словам, сегодняшнее положение дел в мировой экономике не так стабильно, как хотелось бы. И ожидания тоже противоречивы. В этой ситуации бизнесу, чтобы быть успешным, необходимо понимать потребности клиента, уметь выстраивать коммуникацию с ним. "Сегодня потребитель стремится получать персонифицированные услуги в удобное для него время (в большей степени это, кончено, относится к B2C, но и в B2B такая же тенденция). Чтобы иметь возможность предоставлять ему такие услуги, надо анализировать его потребительское поведение, способы взаимодействия с банком или розничным магазином. И для этого необходим умный CRM, а также инструменты для анализа информации из различных источников. Например, если мы говорим про банк, это могут быть заявки, оставленные на сайте, вопросы, заданные по телефону, личные обращения в отделения. Задача эта очень сложная. Наша компания совместно с партнерами разрабатывает такие решения, и они в том или ином виде уже существуют",— говорит Николай Прянишников.

Среди главных способностей, требующихся для выживания бизнеса, президент российского офиса Microsoft отмечает умение оценивать ситуацию и быстро реагировать на ее изменения. В этом могут помочь инструменты бизнес-аналитики, которые позволяют быстро получать информацию, анализировать ее практически в режиме реального времени, а также прогнозировать возможные варианты развития ситуации.

Наконец, Николай Прянишников говорит о важности повсеместного роста эффективности, чтобы делать больше при меньших затратах. Можно отметить повышение продуктивности работы каждого сотрудника с помощью новейших IT-решений (например, с инструментами для совместной работы), современных систем документооборота и др. Облака же — это кроме прочего возможность снизить расходы на IT, потому к ним такой живой интерес.

По словам Игоря Богачева, IT перестали быть дорогой игрушкой. Решения и проекты внедрения не менее затратны, чем раньше, зачастую даже наоборот, но изменилось восприятие владельцев бизнеса и руководителей компаний. Еще три-четыре года назад решения SAP и аналоги считались как раз дорогим развлечением для грандов бизнеса и госкорпораций. А по результатам 2011 года SAP СНГ заключила 395 сделок, и из них 215 — с компаниями категории среднего и малого бизнеса. Это говорит о серьезном росте этого сегмента в России, а также, и это главное, о том, что такие компании просчитали экономический эффект от инвестиций в автоматизацию бизнес-процессов и нашли его значимым уже в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Ведь для предприятий СМБ внедрение ERP-систем по определению, в силу характера бизнеса, не может быть просто игрушкой. У них попросту нет ресурсов на подобные развлечения.

Орудие конкуренции

Российской экономике IT дают возможность победить хроническую болезнь — чрезмерно высокий уровень издержек. В некоторых отраслях этот фактор критичен. Так, в банковском секторе, по признанию представителей международных платежных систем, уровень издержек напрямую влияет на доступность банковских продуктов, а следовательно, и на уровень межбанковской комиссии. "Сегодня не существует иных, более эффективных способов снизить издержки, нежели внедрение IT-решений",— уверен Игорь Богачев.

IT-инструменты будут наиболее полезны в бизнесе с длинными логистическими и трансакционными цепочками — там, где приходится оперировать значительными объемами данных, а также в отраслях, где предприятия тесно контактируют с большим количеством потребителей, оценивающих уровень сервиса, то есть на высококонкурентных рынках. Богачев отмечает, что, по опыту его компании, отношение к IT наиболее заметно изменилось в банковской отрасли, транспортном бизнесе и ритейле: IT-решения рассматривают именно как серьезный инструмент, влияющий на прибыльность. Например, спрос на ПО компании SAP в банковском секторе увеличился за 2011 год на 260%.

Если говорить о рознице, то уровень автоматизации этого сегмента по России пока оставляет желать лучшего, хотя многие крупные игроки давно внедрили передовые решения. "В целом в российском ритейле наблюдается высокий спрос и на ERP-системы, и на узкоспециализированные решения, и он тем выше, чем динамичнее развивается компания",— говорит Игорь Богачев. Но, к сожалению, здесь еще присутствует практика применения решений автоматизации для латания дыр — имеются в виду сокращение персонала и иные подобные паллиативные меры.

Один из обнадеживающих примеров — ритейлер Enter. За полгода компания добавила в ассортимент 5 тыс. новых артикулов и 3 товарные категории, ежемесячно открывает несколько новых магазинов и региональных складов и сейчас предлагает покупателям более 35 тыс. товаров. Enter работает по системе предзаказов в нескольких каналах (сайт, каталог, мобильные приложения, контактный центр). В силу специфики бизнеса к информационной системе компании предъявляются весьма серьезные требования по масштабируемости, точности и единообразию товарного учета. Поэтому в Enter функционирует многокомпонентное, но единое платформенное решение SAP. На эту же систему планирует переходить конкурент Enter — компания "Юлмарт", владеющая сетью кибермаркетов и интернет-магазином.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости