Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 23.08.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 65.62 EUR 72.83
23 августа 2019 года, Пт

АДЭ верит в невидимую руку рынка

© ComNews
28.05.2015

Концепция управления качеством связи в РФ, предложенная Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ), предполагает общественный мониторинг качества услуг операторов. Нормировать их параметры авторы документа не собираются. В течение двух недель текст концепции будет опубликован для общественного обсуждения, операторы связи восприняли идеи концепции положительно.

Выступая вчера на презентации проекта концепции, член рабочей группы по ее разработке, директор Департамента организации бизнес-процессов и регламентации отношений ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) Константин Новодережкин перечислил пять основных принципов управления качеством связи.

В их числе он обозначил использование рыночных механизмов при минимально необходимом администрировании, учет зависимости качества услуг связи от качества построения и эксплуатации сетей связи, доступность результатов оценки качества услуг связи для понимания потребителей услуг связи, возможность сопоставления опубликованных результатов оценки с собственными ожиданиями и ощущениями об уровне качества. "Кроме того, затраты операторов должны быть оптимизированы, а бюджетное финансирование - минимизировано, - говорит Константин Новодережкин. - Необходимо также учитывать международные рекомендации, отечественный и зарубежный опыт".

Среди базовых подходов к управлению качеством связи Константин Новодережкин назвал отказ от обязательного нормирования значений показателей качества услуг связи при наличии конкурентной среды на рынке (исключение составляет универсальная услуга связи), открытость и прозрачность результатов оценки качества этих услуг, воспроизводимость и сравнимость результатов оценок, вовлечение абонентов в управление качеством услуг связи.

Представитель ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Владимир Еременко напомнил, что в вопросе контроля качества услуг связи существует два подхода: либо предлагается установить обязательные требования для операторов (в таком случае понадобятся оценки рынка и технико-экономические обоснования), либо подразумевается, что качество выровняется в условиях конкурентного рынка.

Руководитель рабочей группы по нормативным правовым вопросам Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Василий Левчик отмечает, что предложения АДЭ не предусматривают нормирование качества услуг связи для сотовых компаний или операторов ШПД. "Наша концепция предлагает мониторинг более мягкий, чем во всем мире. Особенность концепции - серьезный краудсорсинг", - добавляет он.

Как рассказал председатель совета Координационного центра национального домена сети Интернет Михаил Медриш, в рамках такого краудсорсинга любой разработчик сможет предложить рынку собственное приложение для измерения качества услуг операторов связи, опираясь на критерии, изложенные в Концепции. На его взгляд, платить за генерируемый таким приложением трафик должен сам абонент. Впрочем, единства по этому вопросу пока нет: другой член рабочей группы в разговоре с ComNews заметил, что эту функцию мог бы взять на себя и оператор.

В качестве нормативно-правового обеспечения концепции рабочая группа АДЭ предлагает в 2015-2018 гг. принять четыре документа - распоряжение правительства РФ "Об утверждении Концепции управления качеством связи в Российской Федерации", приказы Минкомсвязи России "Об утверждении Методики оценки качества услуг доступа в Интернет" и "Об учреждении отраслевой премии в области качества предоставления услуг связи". Независимый эксперт Виталий Слепаков напомнил, что еще один приказ министерства, "Об утверждении Методики оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи", уже появился в декабре 2014 г. (см. новость ComNews от 10 декабря 2014 г.). На втором этапе, с 2019 г. по 2024 г., должно быть принято решение об усилении или ослаблении регулирования в зависимости от достигнутого уровня развития ИКТ-инфраструктуры.

По словам Василия Левчика, "дорожная карта" проекта предполагает, что Концепция и методики оценки качества услуг связи будут утверждены уже в этом году, тогда же появится центр компетенции по вопросам управления качеством связи (QoS). В следующем, 2016 г., планируется разработать и внедрить информационную систему управления качеством связи с подсистемой сбора информации о QoS.

Как обещает заместитель директора Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи России Евгений Новиков, в течение двух недель проект концепции появится на портале Regulation.gov.ru. "Центр компетенции будем создавать, когда придет время", - заметил он. Чиновник подчеркнул, что статус, форма и площадка для центра еще не определены, однако заверил, что тот будет состоять "из экспертов, профессионалов". Евгений Новиков в беседе с ComNews отметил, что вопрос о финансировании центра также пока не решен.

Проект с похожим названием - "Концепция организации системы государственного контроля (надзора) качества оказания услуг связи в Российской Федерации" - несколько лет назад разработал Роскомнадзор, но утвержден он не был. Как объясняет председатель исполкома АДЭ Аркадий Кремер, новая концепция является "более общей". "Неотъемлемой частью нашей работы является то, что делает Роскомнадзор", - заверяет он. По его словам, представители ведомства Александра Жарова приходили на первые заседания рабочей группы АДЭ.

Как напомнил вчера директор Департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Александр Понькин, проблему качества связи участники отрасли пытались решить по-разному: организовывались пилотные зоны, проводились измерения и драйв-тесты, однако пока никто не смог обеспечить целостной поддержки. "Надеюсь, по результатам работы мы получим согласованный всеми участниками рынка системный подход", - резюмировал чиновник.

"На наш взгляд, документ в данной редакции отражает все требования рынка", - заявил ComNews руководитель департамента стратегических коммуникаций "Tele2 Россия" Константин Прокшин. По его словам, этот оператор принимал активное участие в разработке документа. "В Концепции управления качеством связи отражен правильный, на наш взгляд, подход - качество связи в конкурентной среде нормировать нецелесообразно", - добавляет пресс-секретарь ПАО "МегаФон" Алия Бекетова. По ее словам, операторам сотовой связи и так выгодно улучшать качество услуг - абоненты, удовлетворенные хорошим качеством услуг, используют их в большом объеме.

Напомним, 12 ноября 2014 г. Минкомсвязи объявило конкурс на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка Концепции управления качеством связи". Начальная (максимальная) цена контракта составляла почти 5 млн руб. Заявки на участие в конкурсе подали шесть организаций: АДЭ, которая бралась выполнить работу за 4,4 млн руб., ООО "ДМТ" (4,98 млн руб.), ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС; 4,8 млн руб.), ООО "Гипросвязь" (4,48 млн руб.), ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР; 3,7 млн руб.) и ЗАО "Институт Сотовой Связи" (4,09 млн руб.).

По итогам оценки заявок конкурсная комиссия признала надлежащими только заявки АДЭ и ЦНИИС. Другие заявки не соответствовали требованиям, указанным в конкурсной документации. 3 декабря 2014 г. Минкомсвязи объявило АДЭ победителем конкурса (см. новость ComNews от 26 марта 2015 г.).

Членами АДЭ являются более 50 организаций и учреждений - операторы, системные интеграторы, интернет-компании, госструктуры, высшие учебные заведения.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости