Данила Шеповальников, Олег Синча Технологии


Конвергенция в сослагательном наклонении

Рынок конвергентных услуг в России, несмотря на все усилия операторов, не сложился до сих пор - абоненты упорно не хотят покупать сервисы, стирающие для них грань между фиксированной и мобильной связью. Даже самые простые и понятные сервисы из "обоймы" Fixed-Mobile Convergence (FMC) востребованы очень немногими подписчиками. Развитие конвергенции сдерживают российское отраслевое законодательство и отсутствие у операторов эффективных маркетинговых и технических решений.


Конвергентные услуги - набор сервисов, позволяющих абонентам пользоваться равнозначными услугами в разнородных сетях. В первую очередь, это использование единого телефонного номера в сетях фиксированной и мобильной связи или единого аккаунта при доступе через hot spot Wi-Fi и фиксированную сеть широкополосного доступа. Конвергентные услуги более высокого уровня позволяют полностью интегрировать друг с другом сети фиксированной и мобильной связи. Например, один и тот же GSM/Wi-Fi-смартфон абонент может использовать для outdoor-вызовов в сотовой сети и для звонков через беспроводную сеть VLAN из дома или офиса.


По оценкам ИК "Финам", сейчас в России конвергентными услугами пользуется около 100-120 тыс. абонентов. Эту оценку сами операторы считают заниженной. Так, коммерческий директор сотового оператора "МегаФон-Москва" Олег Клочко утверждает, что сейчас его компания обслуживает более 100 тыс. пользователей FMC, и отмечает, что за прошедший год их количество увеличилось в два раза. Генеральный директор "Корбины Телеком" Александр Малис заявил, что у его компании около 20 тыс. пользователей FMC (при том что в целом абонентская база переваливает за 500 тыс. человек). Глава "Корбины" отмечает, что FMC - решение выгодное для операторов. "Если обычный подписчик приносит нам, в среднем, $17,5 ежемесячно, то ARPU пользователя FMC составляет $25-30"."Популярность FMC-услуг постоянно растет, у нас уже несколько десятков тысяч абонентов этой услуги. Дело в том, что корпоративный сегмент без этих сервисов уже не может обойтись", - сообщила начальник отдела рекламы и PR "Кантриком" Елена Хисматулина (компания "Кантриком" предоставляет FMC совместно с компаниями "МегаФон" и "Скай Линк" - Прим. "Стандарта").


В положении низкого старта


Но даже если допустить, что сейчас в России FMC пользуется не 100 тыс., а 200 тыс. или даже 300 тыс. абонентов, говорить о более или менее сложившемся рынке FMC-услуг не приходится - как следует из отчета компании ACM-Consulting о состоянии российского рынка сотовой связи, количество абонентов в стране превысило 166 млн.


Как признают сами операторы, развитие рынка FMC в России и странах - соседях по СНГ сдерживают несколько факторов. По словам Барта Сталенца, директора по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ, основная сложность в развитии FMC связана с законодательным регулированием деятельности мобильных и фиксированных операторов, что создает ограничения при запуске совместных конвергентных услуг. Например, с отсутствием закона о виртуальных операторах, а также с тем, что оператор не может использовать один и тот же номер для мобильного и фиксированного телефона. Кроме того, сама по себе услуга FMC в России в явном виде не лицензируется, и существующая нормативная база допускает неоднозначное ее толкование. С регуляторными осложнениями операторы сталкиваются и в СНГ. Например, для предоставления конвергентных услуг "МТС-Украина" должна получить дополнительные номера у Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины, но процедура затянулась из-за нестабильной политической ситуации страны, следствием которой стал коллапс деятельности НКРС. Кроме того, украинское законодательство требует от мобильного оператора, желающего предоставлять голосовые услуги с прямым номером, чтобы тот обеспечил своих абонентов стационарным телефоном.


Наряду с законодательными проблемами есть и технические. По мнению Павла Горенькова, управляющего компанией "Гарс Телеком", нынешняя схема предоставления услуг сотовой связи в России не отвечает потребностям корпоративных клиентов. Например, во внутрироссийском роуминге они не поддерживают вызовы по коротким "корпоративным" номерам, из-за чего конвергентная услуга оказывается привязанной к "домашнему" региону. По словам Барта Сталенца из Orange Business Services, к технологическим препятствиям для распространения FMC относится сложность их применения для конечных пользователей. "Без интеграции сетей операторов невозможно запустить конвергентные услуги. Это означает повышенные требования по технологической безопасности и способности взаимодействия инфраструктур как на транспортном уровне, так и на уровне приложений, в том числе биллинга", - считает господин Сталенц.
Наконец, во многом недоразвитость российского рынка FMC определяется отсутствием реального спроса на конвергентную услугу. В ряде случаев абоненты априори отрицательно относятся к FMC. Александр Малис из "Корбины" отмечает, что в ряде случаев корпоративных клиентов отпугивает необходимость "впускать" оператора мобильной связи в собственную информационную инфраструктуру для интеграции сотовых телефонов в корпоративную сеть. При этом господин Малис признает, что потенциальные подписчики крайне плохо информированы о возможностях FMC: "Для среднестатистического абонента они пока еще слишком сложны. При этом никто не "разжевал" и не донес до пользователей их преимуществ - мы сейчас работаем над этим".


Конвергенция с дальним прицелом


И все-таки технические и законодательные сложности не отпугивают операторов - их желание увеличить с помощью FMC ARPU высокодоходных абонентов в 1,5-2 раза очень велико. Список отечественных FMC-провайдеров уже сейчас довольно велик, причем активнее всего услугу продвигают альтернативные операторы. В России в роли "провайдеров конвергенции" выступают такие компании, как Orange Business Services, "Центральный телеграф", "Гарс Телеком", "Кантриком", "Матрикс Телеком", "Глобус Телеком", СМАРТС, "Хит Телеком".
Планы предоставления FMC-услуг вынашивают все три крупнейшие российские сотовые компании - МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон". Например, "МегаФон - Северный Кавказ" уже приступил к созданию в Южном федеральном округе сети фиксированной связи, на базе которой планируется вывести на рынок конвергентные услуги. Первый этап строительства зоновой и местной стационарной сети охватывает Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Сочи и Махачкалу. Схожие планы в этом регионе реализуют МТС и "ВымпелКом". При этом, как считает заместитель директора НТЦ "Протей" Владимир Фрейнкман, сотовики в силах потеснить в FMC-сегменте альтернативных операторов, предоставляя им доступ к сетям на дискриминационных условиях. "Проблема в том, что существует дискриминационный доступ к сетям и платформам мобильных операторов: нет документов, которые обязывали бы операторов мобильной связи предоставлять требуемые сервисы внешним компаниям. Из-за этого фиксированные операторы, имеющие интересные идеи в области FMC, не могут полноценно внедрять такие сервисы", - отмечает Владимир Фрейнкман.


Крупнейшие российские сотовые операторы уже задумываются об экспансии на рынок конвергентных услуг СНГ. Например, в третьем квартале "МТС-Украина" планирует запустить услугу FMC в крупнейших городах страны: уже на первом этапе оператор планирует подключить не менее 30 тыс. корпоративных клиентов. Как говорят в компании, инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры могут составить несколько десятков миллионов долларов. Что касается России, то здесь МТС намерена совместно с "Комстар - ОТС" развивать сервис UMA (Unified Mobile Access), позволяющий использовать для передачи голоса двухмодовые терминалы с модулями GSM и Wi-Fi. С их помощью абонент, имея один номер и один телефон, сможет общаться по тарифам фиксированной связи в офисе, а за его пределами - по мобильным тарифам.


Недавно о готовящемся FMC-проекте заявила армянская "дочка" "ВымпелКома" - "АрменТел". К началу 2009 года она намерена закончить строительство конвергентной сети, объединяющей мобильный и фиксированный сегмент. Партнером оператора в рамках проекта выступает Ericsson - компания уже начала поставку коммутаторов для строительства транспортной и мультисервисной сети, а также базовых станций и другого оборудования. "АрменТел" планирует поэтапно развертывать конвергентную сеть на базе решения IP Multimedia Subsystem.


Мировой рынок FMC



Мнение


Алексей Бугай, генеральный директор компании Netris:
Игра стоит свеч: на кону десятки миллионов конечных пользователей


Под конвергентными услугами мы понимаем услуги, созданные на стыке базовых технологий передачи данных, видео, голоса по проводным и беспроводным каналам связи. На пересечении сфер их применения можно разработать тысячи сервисов, которые, как предвидят эксперты, позволят получить операторам миллионы долларов дополнительного дохода.


Как за рубежом, так и в нашей стране основной целевой аудиторией для первых конвергентных услуг стали корпоративные клиенты, представляющие крупный и средний бизнес. В данный момент перспективы развития таких сервисов в частном секторе затруднены, из-за их дороговизны, которая стала следствием несовершенства технологий и трудностей во взаимодействии операторов между собой.


Что может изменить эту ситуацию? Как мне кажется, положительно должно сказаться появление операторов Quad Play, которые могут быть со своими абонентами везде: дома, на улице, на работе и на отдыхе и предоставить им полный спектр услуг: фиксированная и мобильная связь, Интернет, интерактивное телевидение. Реальные это будут операторы или виртуальные - не будет иметь большого значения. Важно, чтобы у оператора была возможность комбинировать несколько технологий в одном сервисе, в оперативном режиме предлагать их абоненту и управлять процессом потребления и развития. Количество таких сервисов может быть бесконечным, и их основная задача - освободить для абонентов дополнительное время, которое они смогут использовать по своему усмотрению. Конечно, это приведет к новому витку развития инфраструктуры оператора, которому потребуется более совершенная система OSS/BSS, система управления сервисами, мониторинга и т. д., но игра стоит свеч: на кону десятки миллионов конечных пользователей.


Вячеслав Седых,
технический директор компании "КЛАССИКА":
FMC стоит на трех китах


FMC - это концепция объединения мобильных и фиксированных технологий, которая основана на трех главных составляющих. Во-первых, конвергенция сетей доступа. У этого элемента движущей силой являются операторы связи. Снижение ARPU, как в фиксированных, так и в мобильных сетях, толкает их на поиск новых источников доходов. Абонент, в свою очередь, получает свободу выбора типа доступа. Вторая составляющая - это конвергенция сервисов. В данном случае движущими силами являются поставщики услуг. И наконец, третья составляющая конвергенции - это конвергенция устройств. Здесь решающее слово за производителями: будет устройство реализовывать конвергенцию или нет.


Концепция FMC уже приносит плоды фиксированным операторам, вставшим на ее путь. В первую очередь это альтернативные операторы, активно продающие  услуги типа "Виртуальный номер", "Мобильный офис". Такие операторы сумели быстро сориентироваться на потребности SMB-сектора, который является основой успеха их бизнеса.


MVNO является выгодной бизнес-моделью для реализации концепции FMC. Отсутствие собственной сетевой инфраструктуры у таких операторов как раз и является преимуществом,  которое позволяет быстро реагировать на рыночные изменения. Ведь такому оператору не требуется тратить время на капстроительство для внедрения новых услуг, а это позволяет акцентировать свое внимание на маркетинг. Кроме того, MVNO не является прямым конкурентом ни для мобильных, ни для фиксированных компаний и способен нивелировать  сложности их взаимоотношений.


Сергей Томашевич, вице-президент
по продажам ЗАО "ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ":
Сервис востребован корпоративными
клиентами и госструктурами


Российские операторы вслед за зарубежными компаниями давно пытаются совместить технологии мобильной и фиксированной связи. При этом интерес фиксированных операторов к предоставлению FMC-сервисов вполне закономерен - это возможность отстоять и приумножить абонентскую базу, повысить эффективность бизнеса и получить новую статью дохода. Абонент при этом только выигрывает. Суть концепции FMC заключается в объединении разнородных сетей (проводных и беспроводных) и создании единой корпоративной инфраструктуры с возможностью оптимизации услуг под бизнес-процессы клиента. Основные преимущества, которые получает абонент, - единый "центр ответственности" за весь спектр услуг, единый счет, возможность сократить расходы на корпоративную связь, гибкость настроек и легкость управления.


"ГЛОБУС-ТЕЛЕКОМ" услугу фиксированно-мобильной связи предоставляет в партнерстве с сотовым оператором "МегаФон-Москва" уже несколько лет. Сервис реализован на оборудовании компании Personeta и обладает широкими функциональными возможностями. Пока этот сервис востребован в основном корпоративными клиентами. Благодаря FMC они могут осуществлять и принимать вызовы внутри корпоративной сети, используя "короткие" номера, задавать алгоритм поступления звонков на мобильные и стационарные телефоны. Для государственных структур, доля которых среди абонентов нашей компании значительна, реализована аналогичная схема FMC-сервисов с использованием "полного" семизначного номера.  В рамках услуги пользователей FMC можно выделить в отдельные логические группы, что позволяет проводить гибкую политику в области разграничения прав доступа абонентов к различным сервисам. Управление услугой осуществляется через web-интерфейс, что очень удобно клиентам.


Справка


По оценкам IDC, в 2007 г. объем мирового рынка FMC-сервисов и абонентского оборудования составил $8 млрд при количестве пользователей - 4 млн. По прогнозу IDC, к 2010 г. FMC-рынок вырастет до $46 млрд, а количество пользователей конвергентных услуг - до 24 млн (см. график). По данным Infonetics Research, к 2010 г. объем мирового рынка оборудования для FMC составит $43,6 млрд. Основными его потребителями станут предприятия, модернизирующие свою телекоммуникационную инфраструктуру. Согласно опросу, проведенному в 2007 г. компанией Nemertes Research, 79% предприятий, представители которых участвовали в исследовании, планируют развернуть у себя конвергентные инфокоммуникационные решения в течение ближайших двух лет.