Ленид Коник Первые лица


Долгий путь к WiMAX


Генеральный директор ООО "Престиж-Интернет" Виктор Ратников
Генеральный директор ООО "Престиж-Интернет" Виктор Ратников

 Крупнейший в России оператор беспроводного широкополосного доступа "Престиж-Интернет" (торговая марка "Энфорта") не стремится к публичности. В одном из редких интервью генеральный директор ООО "Престиж-Интернет" Виктор Ратников рассказал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику о планах реорганизации компании, структуре управления и о реакции на кризис.

- Виктор Леонидович, каковы основные итоги деятельности "Энфорты" в 2008 году?

- К концу ноября у компании 34 тыс. клиентов, при этом 24 тыс. линий сети "Энфорта" используют юридические лица, а 10 тыс. - физлица. К Новому году клиентская база "Энфорта" увеличится еще на 2 тыс. физических лиц и частных абонентов. Мы предоставляем услуги в 35 субъектах Федерации, установив в них 386 базовых станций. Если говорить о городах, то услуги сети "Энфорта" доступны в 68 городах России, хотя в начале года мы планировали присутствие в 65 населенных пунктах. В июне 2008 года мы начали самую масштабную программу экспансии за всю историю проекта, запустив сеть в 22 новых городах, а в сентябре начали развертывание сетей еще в 13 населенных пунктах - от Сочи и Новороссийска до Улан-Удэ и Биробиджана.
Во всех регионах, кроме Москвы, клиенты знают нас под маркой "Энфорта", и только в столице мы пока больше известны под брендом приобретенной компании ArtCommuni-
cations, хотя с августа 2008 года мы начали работать под брендом "Энфорта" и в Москве.

- В начале 2008 года ряды акционеров "Энфорты" пополнил венчурный фонд Bessemer Venture Partners. После этого в интернет-форумах встречались высказывания о том, что это-де связано с финансовыми проблемами компании. Какова была реальная цель привлечения
нового акционера?

- Американский венчурный фонд Bessemer Venture Partners стал нашим четвертым по счету акционером. В учредительные документы "Энфорты" изначально был заложен принцип, по которому на каждом раунде финансирования проекта мы можем привлекать нового акционера. И каждый новый акционер привносит что-то свое: так, ЕБРР имеет финансовый опыт, японская Sumitomo Corporation является носителем мировой практики ведения бизнеса, а фонд Baring Vostok Capital Partners знает, как деньги работают в СНГ (этот фонд прежде был миноритарием в Golden Telecom и "ВымпелКоме", а сейчас является совладельцем "Яндекса"). Bessemer Venture Partners занимается хай-теком, но в Европу решил выйти только недавно: первой европейской инвестицией этого фонда стала покупка доли в восточно-европейском канальном провайдере GTS Central Europe (соглашение о намерениях было подписано в декабре 2007 года, а сделка завершилась в мае 2008 года, - прим. "Стандарта"), а второй - вхождение в капитал "Энфорты". Вся четверка акционеров "Энфорты" - профессиональные инвесторы, и мы имеем возможность использовать их опыт в рамках совета директоров, заседания которого проходят ежемесячно.

- Как выглядят ваши планы развития на 2009 год, и претерпели ли они изменения в связи с финансовым кризисом?

- Мы уже проходили кризисы 1996 и 1998 годов, поэтому у нас существует два плана. Программа-минимум - запустить сеть в 24 новых городах, что нам по силам только за счет внутренних средств. "Энфорта" уже вышла на положительный денежный поток, поэтому у нас имеются внутренние финансовые ресурсы на развитие. Программа-максимум - выход в 117 новых городов, и хотя в основном это небольшие населенные пункты, являющиеся пригородами, для нас каждый из них - это отдельный проект (включая процедуру сдачи сети надзорным органам). Конечно, мы не начинаем в каждом городе с нуля: у "Энфорты" есть много федеральных клиентов, которые охотно подключаются к нашим новым сетям по мере их появления.

Мы пока не ощутили кризиса на своем бизнесе. Наша аудитория - средний и малый бизнес, который менее подвержен кризисным явлениям, и мы верим в успешность этой модели. Так что мы испытываем умеренный оптимизм, но, руководствуясь принципом "бояться заранее", на бумаге планируем антикризисные мероприятия. Мы намерены заниматься тем, что умеем, а кардинально нового пока делать не станем - это и будет наша реакция на кризис.

- В каких городах у "Энфорты" есть WiMAX-частоты в диапазоне 5,2 ГГц, а в каких - 3,5 ГГц? И будете ли вы участвовать в 2009 году в обещанных регулятором конкурсах на частоты для мобильного WiMAX в полосе 2,3-2,4 ГГц?

- Частоты 5,2 ГГц у нас есть почти во всех городах, а 3,5 ГГц - лишь кое-где. Но даже там, где частоты 3,5 ГГц нам назначены, часто существуют помехи от старых радиорелеек, которые невозможно демонтировать. В тех 24 городах, которые входят в нашу программу-минимум на 2009 год, у "Энфорты" есть частоты и в диапазоне 3,5 ГГц, и в 5,2 ГГц.

Мы работаем по лицензии на фиксированный беспроводной ШПД, и стараемся не злоупотреблять аббревиатурой WiMAX. Как будет относиться к WiMAX регулятор - пока неизвестно, а ведь по закону оператор должен регистрировать и абонентские терминалы, пусть и заявительным порядком. Мы очень хотим по-настоящему именоваться WiMAX-оператором, но в полосе 5 ГГц это невозможно: радиус действия базовой станции в этом диапазоне составляет всего 300-500 м, и физику не обманешь. Мы уже пять лет состоим в переписке с регулятором и с ГКРЧ о частотах в диапазоне 2,5 ГГц. Конечно же, "Энфорта" будет претендовать на частоты 2,3-2,4 ГГц. Мы очень надеемся, что процедура распределения радиочастот станет прозрачной. Сейчас на сайте регулятора можно мгновенно узнать, у кого какие имеются лицензии, но получить информацию о том, у кого и где есть какие частоты, невозможно!

- Как "Энфорта" строит политику закупок сетевого оборудования?

- Наша политика - иметь двух вендоров для каждого частотного диапазона, причем их оборудование должно пройти полную адаптацию в России. Оборудование для диапазона 3,5 ГГц мы покупаем у Alvarion и Airspan, а для 5,2 ГГц - у Alvarion и Infinet Wireless. С каждым производителем нужно пройти долгий путь, прежде чем на оборудовании станет возможным предоставление ваших услуг. Израильский Alvarion даже разработал оборудование с частотным диапазоном 5,2 ГГц именно под наши требования.

Сейчас мы проводим финальную часть тендера на WiMAX-оборудование в диапазоне 2,5 ГГц - у "Энфорты", как и у десятков других операторов, есть частоты в этом диапазоне на города так называемой 4-й категории (с населением менее 100 тыс.). Правда, пока неясно, сколь эффективно строить сети в таких малых городах - как с точки зрения стоимости владения, так и их отдачи.

- Какую биллинговую систему использует "Энфорта", и является ли биллинг централизованным?

- Биллинг управляется из одной точки, но коллекторы разбросаны по всем регионам. Мы начинали с покупной биллинговой системы, но в мае 2006 года "Энфорта" купила екатеринбургское ООО "Компания ТРОН", с хорошей командой разработчиков ПО и готовым коммерческим биллинговым продуктом, который уже использовался на сетях нескольких десятков операторов. Тогда нами было решено, взяв за основу эту систему, самостоятельно развивать ее под нужды "Энфорты". Покупать биллинговую систему можно тогда, когда детально ясны цели, объемы и другие важные параметры, а у нас пока такой ясности нет - может быть, в следующем году мы займемся мобильным WiMAX. Мы стремимся к эффективности автоматизации, и наш лозунг - "осмысленность". Это гораздо шире темы биллинга: "Энфорта" действует итеративно, шаг за шагом, мы считаем, что до выполнения все необходимо написать на бумаге и обсудить. При написании многое отпадает само собой, а эмоции отодвигаются на второй план.

- Занимается ли "Энфорта" строительством ВОЛС в городах или на магистрали?

- Мы реализовали два пилотных проекта по созданию внутригородских оптических сетей - в Барнауле и Новокузнецке. Для этого мы покупали темные волокна у других операторов и сами прокладывали кабель, хотя фрагменты ВОЛС для подключения базовых станций у нас есть во всех городах. На магистральном уровне "Энфорта" покупает порты - в основном у ТТК, а в Центральном округе - у "Старт Телекома". У нас есть потребность в ВОЛС и на магистрали, но адекватного предложения мы пока не видим.

- Как работают региональные сети "Энфорты" - как независимые самостоятельные сети в каждом из регионов, либо есть централизация (на уровне федерального округа или всей страны)?

- Исходя из географии нашей страны прямое управление федеральной компанией из Москвы - это управление вчерашним операционным днем. Мы себе этого позволить не можем. Мы расписали все функции внутри компании и время реакции, которое требуется для каждой из них; это время является ключевым параметром. То, что требует быстрой реакции, имеет малую площадь (и наоборот). Получилась трехуровневая структура: все, что связано с обслуживанием клиентов, мы отнесли к местному уровню (тут действия должны вестись в масштабе времени, сопоставимом с реальным временем наших клиентов, то есть квант времени - 1 час), второй функциональный уровень - федеральный округ (квант времени - 1 день), а третий уровень - центр (квант времени - 1 месяц). Центральный офис отвечает в основном за разработку методик, технических решений, рекламных концепций, финансовую и управленческую отчетность, и работают в нем около 60 человек. Общий штат "Энфорты" - примерно 2 тыс. сотрудников.
У нас существует синхронизация деятельности на уровне операций: региональные компании собираются на совещания еженедельно, собрания на уровне федеральных округов проходят раз в месяц, а весь менеджмент компании из регионов и центра встречается ежеквартально.
Все функции, которые можно сгруппировать, стараемся делать вне Москвы, где затраты выше, а лояльность сотрудников - ниже. В частности, центр управления сети "Энфорта" расположен в Екатеринбурге, там же находятся служба эксплуатации сети и группа программистов. В Новосибирске - биллинг.

Пока у нас существуют собственные понятия федеральных округов и, например, Поволжья среди них нет. Те наши сети, которые уже действуют на Волге, управляются из Центра либо с Урала. Но в 2009 году мы создадим в своей структуре и Поволжское подразделение.

- Намерена ли "Энфорта" перевести все дочерние компании в регионах на единую акцию?

- Да, такие планы есть. До этого месяца головная компания группы "Энфорта" называлась ЗАО "Престиж-Интернет", а в декабре мы перерегистрировали ее в ООО. Параллельно преобразуем в ООО и все дочерние компании, которые имеют организационно-правовую форму ЗАО. После этого начнем объединение всех региональных компаний, а базой станет ООО "Престиж-Интернет". Это - трудоемкий процесс, который включает и переоформление лицензий, и передачу разрешений по частотно-территориальному планированию. Мы рассчитываем завершить переход на единое юридическое лицо в 2009 году. При этом и состав акционеров корневой компании, и марка "Энфорта" сохранятся неизменными.