Леонид Коник
© ComNews
27.03.2002






После полугодичных отрицаний и опровержений шведский национальный оператор Telia и финляндский национальный оператор Sonera объявили о слиянии. Оно завершится в июне 2002 г.

Штат объединенной компании составит 34 тыс. сотрудников, а базирующийся на итогах 2001 года оборот оценивается в 9 млрд евро. “Сотелия” будет обслуживать 8,1 млн сотовых абонентов и 7,6 млн пользователей фиксированных линий, а ее дочки — 14,6 млн и 1,2 млн абонентов соответственно. Пока обе компании будут действовать под своими брэндами, однако позднее будет объявлено новое название.


Идею уже одобрили советы директоров обеих компаний. Кроме того, правительства Швеции и Финляндии — крупнейшие акционеры

Telia и Sonera — объявили о полной поддержке слияния и подписали соответствующее соглашение. Сейчас шведскому правительству принадлежит 71% акций Telia AB, а правительство Финляндии контролирует 52,8% уставного капитала Sonera Corporation. При этом оба правительства согласились уменьшить свои доли в объединенной компании в течение пяти лет после завершения сделки по слиянию.

Слияние произойдет в форме обмена акций. Каждый акционер

Sonera получит за одну свою акцию по 1,51440 акций Telia. В результате доля акционеров Sonera в объединенной компании составит 36%, а сегодняшние владельцы акций Telia получат 64% акций шведско-финского гиганта. Головной офис и юридический адрес “Сотелии” будет в Швеции. Швеция получила еще одно преимущество — акции объединенной компании будут котироваться на Стокгольмской фондовой бирже, и лишь со временем вторичные листинги появятся на Хельсинской фондовой бирже и одной из бирж в США.

Однако и акционерам

Sonera есть повод для радости. Председателем совета директоров объединенной компании станет Тапио Хинтикка, занимающий сейчас аналогичный пост в Sonera, а его коллега из Telia Ларс-Эрик Петерссон станет заместителем. Кроме того, президент и CEO (главный исполнительный директор) Sonera Харри Копонен станет заместителем CEO объединенной компании, при этом CEO будет найден на стороне. Совет директоров новой компании будет состоять из 9 членов. Помимо Тапио Хинтикка и Ларса-Эрика Петерссона в него войдут по три представителя от Sonera и Telia, а также один новый независимый директор. Таким образом, президент и CEO Telia Марианн Ниверт остается за бортом руководящей верхушки новой компании.

Вице-президент по контактам с прессой

Sonera Ирки Карасвирта сообщил репортеру ComNews.ru, что годовой экономический эффект от слияния к 2005 году достигнет 300 млн евро. В 2004 г. эффект ожидается на уровне 75% от этой суммы, а в 2003 г. — около 50%. “Влияние объединения на финансовые показатели 2002 года, скорее всего, будет незначительным”, — заметил Ирки Карасвирта. Совокупный долг объединенной компании составит 3,9 млрд евро, или 1,8 прибыли до уплаты налогов (EBITDA).

Тапио Хинтикка заявил: “Новая компания будет присутствовать на всех ключевых телекоммуникационных рынках мира, причем со всеми возможностями для дальнейшего роста. Вдобавок, она имеет мощные возможности для развития в странах Балтии, России и Евразии”.

Ларс-Эрик Петерссон добавил: “Эта сделка является первым большим шагом в консолидации телекоммуникационного сектора Скандинавии. Объединение усилий

Telia и Sonera принесет ощутимые результаты их клиентам, работникам и акционерам”.

Слова Ларса-Эрика Петерссона напоминают сорвавшееся в последнюю секунду слияние

Telia с норвежским национальным оператором Telenor. В начале 1999 г. Telenor AS и Telia AB объявили о слиянии. Предполагалось, что шведскому правительству будет принадлежать 60% акций новой фирмы, а норвежскому – 40%. Сделка оценивалась в $43 млрд. Весь год шла подготовка к реорганизации. Некоторые сотрудники Telenor уже были переведены в штат объединенной компании, а на крупнейшей выставке Telecom в октябре 1999 г. в Женеве Telia и Telenor выступали единым стендом под вывеской T & t. Однако в конце 1999 г. правительственные чиновники Норвегии и Швеции переругались, и слияние Telia и Telenor развалилось.

Формально

Sonera и Telia тоже не застрахованы от подобного финала. Однако пока кажется, что все завершится удачно. В отличие от Telia и Telenor, которые без умолку говорили о грядущем объединении, Sonera и Telia до последней секунды все отрицали. Например, в декабре 2001 г. главный финансовый директор Sonera Ким Игнатиус заявил репортеру ComNews.ru: “Мы не ведем никаких переговоров о продаже активов или слиянии с Telia или любыми другими скандинавскими операторами. Если мы и будем вести переговоры о слиянии с кем-либо, то лишь после улучшения своих финансовых показателей и с целью создания панъевропейского оператора”.

В марте 2002 г. президент

Sonera Харри Копонен в интервью газете “Ведомости” заявил: “Возможно мы будем как-то сотрудничать с Telia, но ни о каком слиянии и речи не идет. … Мы ищем партнеров, а не покупателей” (см. интервью на ComNews.ru от 11 марта 2002 г.).

Однако 24 марта премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен в интервью финской радиостанции

YLE заявил, что дискуссии о слиянии Sonera и Telia продолжаются. Днем позже Sonera нехотя подтвердила своим акционерам, что и вправду ведет переговоры с Telia о слиянии. “Но еще слишком рано прогнозировать какой бы то ни было результат этих дискуссий”, — уверенно сообщила Sonera в извещении для Хельсинской фондовой биржи и NASDAQ, где котируются ее акции.

Инвесторы расслабились, но еще через день

Sonera и Telia огорошили фондовый рынок 15-страничным извещением о слиянии с многочисленными подробностями, на обсуждение и подготовку которых явно должен был уйти не один месяц.