Леонид Коник
© ComNews
01.07.2002






С российского рынка уходят два последних стратегических иностранных инвестора в телекоммуникационный бизнес - американские корпорации MCT Corp. (марка "Индиго") и Metromedia International Group. MCT и предшественник Metromedia - компания PLD Telekom, были созданы в 1992 г. специально для реализации проектов в области связи в странах бывшего СССР.

Ранее свой российский бизнес свернули компании US West, Newbridge Networks/Alcatel, Great Northern Telegraph Company, Metrosvyaz Ltd., Andrew Corp., Millicom, Global TeleSystems. Дочерние телекоммуникационные компании в России сохраняют лишь несколько западных (в основном - скандинавских) операторов: Tele2, Telenor, Telia, Sonera, а также Deutsche Telekom.

МСТ Corp. действовала в России через две холдинговые структуры - RTDC и Vostok Mobile, которые она приобрела в конце 2000 г. В RTDC входит 8 российских сотовых операторов (стандартов GSM и NMT-450), а в Vostok Mobile - 13 сотовых компаний (стандарта AMPS). Кроме того, MCT напрямую владеет четырьмя GSM-операторами "Уралтел", "Сибинтертелеком", "Коском" (Узбекистан) и "Сомонком" (Таджикистан).

Metromedia International Group ведет телекоммуникационный бизнес через свою 100%-ную дочку Metromedia International Telecommunications Inc. (MITI). До 1999 г. MITI занималась в основном пейджинговым и медийным бизнесом (радиостанции и сети кабельного ТВ). Но в конце 1999 г. MITI поглотила канадскую фирму PLD Telekom, которой принадлежали акции операторских компаний "ПетерСтар" и BCL в Петербурге, "Телепорт-ТП" и "МТР-Связь" в Москве. Единственной крупной сделкой MITI в операторском секторе стала покупка в 2000 г. 50% акций столичного ЗАО "Комстар".

Обе компании жили на широкую ногу, каждодневно множили долги, и в итоге оказались неспособны продолжать бизнес. Например, "Индиго" тратило на содержание офиса и собственные зарплаты по $500 тыс. в месяц. У Metromedia еще недавно только в венском офисе работало 210 человек, а в московском - 28 сотрудников (из них 14 водителей), причем все сотрудники непрерывно разъезжали по командировкам.

Крушение империи "Индиго" началось в конце апреля 2002 г., когда компания "РТК-Лизинг" через свою швейцарскую дочку RostelecomLeasing AG купила 95% акций RTDC - ключевого актива MCT (см. новость ComNews.ru от 8 мая 2002 г.). Дело в том, что в конце 2000 г. MCT приобрела этот пакет у AT&T, не доплатив $40 млн. Долг был оформлен в виде процентного векселя со сроком погашения 29 сентября 2001 г. Но MCT не смогла расплатиться в срок, сославшись на проблемы из-за трагедии в Нью-Йорке 11 сентября. Трюк удался, и AT&T продлила срок расплаты до 31 января 2002 г. Но MCT вновь не нашла денег, и после вторичного дефолта AT&T занялась поиском нового покупателя RTDC. "Юридически МСТ и после 31 января могла узаконить свое владение холдингом RTDC, в любой момент оплатив долг, размер которого к маю 2002 г., с учетом процентов, достиг $50 млн", - говорит источник, близкий к "РТК-Лизинг".

Потеря RTDC оказалась для "Индиго" двойным ударом, так как именно через эту структуру велись все операции в России: только RTDC имела зарегистрированное российское представительство, на нее была оформлена аренда офиса, а все сотрудники "Индиго" числились в штате RTDC. С переходом RTDC в руки "РТК-Лизинг" все прежние сотрудники были уволены, а "Индиго" лишилась офиса и представительства.

По данным пресс-секретаря "Индиго" Юлии Шальневой, MCT только что организовала новое российское представительство под названием ITS (International Telecommunications Services Corp.). Но сразу после потери RTDC все аналитики сходились во мнении, что "Индиго" придется расстаться с идеей IPO, которая вынашивалась с конца 2000 г., и продать оставшийся сотовый бизнес. Так и произошло: по данным ComNews.ru, MCT выставила на продажу и Vostok Mobile. Финансовой стороной сделки занимается банк Creditanstaldt, начальная цена 100% акций холдинга Vostok Mobile B.V. составляет $50 млн.
"Индиго" не афиширует продажу Vostok Mobile. "Для прессы мы пока ничего не озвучиваем, - сообщила Юлия Шальнева репортеру ComNews.ru. - Любая сделка в стадии переговоров может сорваться из-за преждевременной огласки". Вице-президент "Индиго" Гарт Селф также отказался от комментариев по поводу продажи Vostok Mobile. При этом он добавил, что "Индиго" рассматривает все возможные варианты развития сотовых компаний, входящих в холдинг. Между тем известно, что наиболее активные переговоры МСТ и Creditanstaldt ведут с китайскими компаниями Huawei Technologies и China Telecom. Сотрудник одного из российских инвестбанков считает: "Продавать Vostok Mobile можно только полным пакетом - порознь входящие в него AMPS-операторы низколиквидны. Исключение составляет лишь владивостокский "ПримТелефон", который имеет лицензии GSM 900 и 1800 на весь Дальневосточный округ. Активы Vostok Mobile интереснее всего "Электросвязям", поэтому логично было бы продать холдинг той же "РТК-Лизинг". Но после увода RTDC отношения между "РТК-Лизинг" и МСТ как у супругов во время развода".

Metromedia объявила о распродаже телекоммуникационных активов в России и Грузии 27 июня, однако внутреннее решение было принято еще в мае. Сразу после этого Metromedia закрыла офисы в Вене и Петербурге, и в один день выставила за дверь главу своего российского представительства Питера Оуэна Эдмундса (этот человек, начинавший еще в PLD Telekom, был одним из создателей операторского бизнеса компании). С июня главный управляющий директор (СОО) Metromedia Марк Хоуф обосновался в Москве, где сосредоточены все потенциальные покупатели ее активов.

Президент Metromedia Карл Бразелл говорит: "Российская телекоммуникационная индустрия быстро меняется, и для наших акционеров в долгосрочной перспективе наиболее эффективна распродажа активов в этой отрасли". Краткосрочная стратегия, по данным Бразелла, состоит в улучшении ликвидности путем возврата денег из дочерних компаний. Первый шаг сделан: только что Metromedia выкачала $8,1 млн в виде дивидендов за 2001 г. из своих дочек "ПетерСтар" и московского "Радио 7". По словам анонимного источника в Metromedia, компания остро нуждается в деньгах: ее долги составляют $95 млн, и ближайший платеж на сумму $17 млн должен произойти в сентябре 2002 г. Плачевное финансовое состояние не мешает топ-менеджменту Metromedia получать солидное жалованье. Тот же Карл Бразелл получил за 2001 г. зарплату в размере $600 тыс. и бонус на $100 тыс.
Из всех владений Metromedia в России самыми привлекательными являются компании "ПетерСтар" (71% акций), BCL (100%) и "Комстар" (50%). Источник ComNews.ru в Metromedia сообщил, что наиболее активно ими интересуются группа МЕНАТЕП и "Система Телеком". "Телекоминвест", которому принадлежит 29% акций ЗАО "ПетерСтар", тоже не прочь взять его под контроль, но проект "МегаФон" поглощает все свободные деньги питерского холдинга. Для оценки различных предложений по покупке активов в России и Грузии Metromedia наняла фирму United Financial Group (UFG).

По данным ComNews.ru, Metromedia хочет получить за свои доли в "ПетерСтаре", BCL и "Комстаре" не менее $250 млн. Претенденты пытаются сбить цену как минимум вдвое. "ПетерСтар" - очень интересная компания. По сути, это питерский аналог "Комстара", - сообщил репортеру ComNews.ru президент ЗАО "Система Телеком" Александр Гончарук. - Нам хотелось бы иметь присутствие в Петербурге не только в лице МТС, но и в виде фиксированного оператора". "Система Телеком" отказалась от прежней идеи участия Metromedia в создании единого цифрового оператора на базе компаний "МТУ-Информ", "Телмос", "Голден Лайн", "Комстар" и "ПетерСтар". "Metromedia находится в тяжелом финансовом положении, и нам интереснее просто выкупить ее доли", - говорит Александр Гончарук.

МЕНАТЕП впервые проявил интерес к телекоммуникациям в ноябре 2000 г., скупив у американской Andrew Corp. ее доли в операторских компаниях "Раском", "Метроком", Макомнет", МКС и Andrew Telecom (см. новость ComNews.ru от 9 ноября 2001 года). Покупки были оформлены на специально созданную структуру Antel Holdings LLC. В мае 2002 г. директор Antel Holdings LLC Александр Кабановский заявил ComNews.ru, что МЕНАТЕП рассматривает возможность покупки и других операторов. В пятницу, 28 июня, Александр Кабановский находился на совещании в МЕНАТЕПе и был недоступен для комментариев.