Андрей Федосеев
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
09.03.2016

Вслед за Роскомнадзором и Минкомсвязи видение оценки качества услуг связи предложило и Федеральное агентство связи (Россвязь). В агентстве видят возможность создать национальный рейтинг на основе результатов добровольной сертификации операторов.

О возможности создания такого рейтинга сказал глава Россвязи Олег Духовницкий, выступая на II федеральном форуме "Telecom QoS Russia 2016. Качество телекоммуникационных услуг в России", организованном ComNews Conferences. По задумке Россвязи, качество услуг операторов связи можно оценивать, присваивая им определенное место в рейтинге на основе результатов добровольной сертификации, которую могут пройти операторы.

Отметим, что Россвязь стала уже третьим отраслевым регулятором, который предложил ответ на вопрос об оценке качества услуг связи. Так, Роскомнадзор в 2014 году разработал и ввел в эксплуатацию Автоматизированную систему контроля качества услуг связи. В 2015 году Минкомсвязи утвердило методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи. У Роскомнадзора и Минкомсвязи разные взгляды на вопрос управления качеством связи. Например, в проекте Концепции управления качеством связи в РФ, подготовленной Ассоциацией документальной электросвязи (АДЭ) по заказу Минкомсвязи, говорится об отсутствии необходимости обязательного нормирования показателей качества услуг связи, если на соответствующем рынке есть конкурентная среда. При этом АДЭ и министерство считают необходимым использовать краудсорсинг, то есть вовлекать в процесс оценки качества услуг связи пользователей (с помощью приложения, установленного на большое количество смартфонов). Роскомнадзор полагает, что минимальные значения параметров качества связи необходимы - для объективных ответов на жалобы абонентов по поводу некачественных телекоммуникационных услуг.

Россвязь в данном вопросе предлагает усредненный вариант. С одной стороны, среди всех услуг связи агентство считает целесообразным выделить социальные, например стационарную проводную связь или универсальные услуги связи, и по ним выставить минимальные требования по качеству. С другой - не вводя обязательных параметров качества связи в тех сегментах рынка, где есть конкуренция, все же стимулировать операторов к добровольному прохождению сертификации и получению рейтинга ("звезд").  

Такая система "звезд", как уверены в агентстве, может применяться для операторов мобильной, фиксированной и спутниковой связи. В Россвязи считают, что возможность применять рейтинги благоприятно повлияет на конкуренцию на рынке связи - например, система "звезд" даст возможность малым операторам, участвующим в тендерах на предоставление услуг связи, наравне конкурировать с крупными операторами. Также система может помочь операторам связи и в рекламных коммуникациях. То есть они смогут указывать свое место в рейтинге качества услуг связи для того, чтобы донести до потенциального клиента дополнительную информацию о себе и выделиться на фоне конкурентов. 

Пока операторское сообщество находит недостатки практически в любой системе оценки качества связи, при этом продолжая утверждать, что рыночное саморегулирование - это самый верный путь, и указывая на опыт Бразилии, где введение государством обязательных критериев качества услуг связи в итоге привело к удорожанию этих услуг для абонентов. Но можно понять и регуляторов, которым нужны хотя бы общие критерии, от которых можно оттолкнуться, например, работая с жалобами абонентов на качество услуг связи.

Иными словами, пока нет единого мнения по поводу того, нужно ли измерять параметры услуг связи, контролировать их качество или управлять качеством услуг связи. А также возможна ли объективная оценка в принципе с учетом технологических особенностей предоставления услуг мобильной связи, где качество в одном и том же месте может изменяться в зависимости от времени суток, дня недели и даже сезона. Но точки пересечения и компромиссный вариант, скорее всего, будут найдены. Количество предложений различных регулирующих органов по этой теме со временем перерастет в качество.