Олег Вольпин, региональный вице-президент Amdocs по Европе
© ComNews
24.03.2016

Региональный вице-президент Amdocs по Европе Олег Вольпин в беседе с главным редактором ComNews Леонидом Коником поделился взглядом на будущее аутсорсинга в телекоммуникационной и финансовой сферах.

Как вам видится развитие managed services в телекоме и финансовом секторе?

Эти два сектора экономики являются самыми активными потребителями услуг managed services. Банки ушли в этом вопросе гораздо дальше. В мире банки и ИТ-компании уже создали немало совместных предприятий, в которые передается вся банковская ИТ-инфраструктура. Такие СП, по сути, являются формой managed services, просто с иной структуризацией. Скоро по этому пути пойдут и связисты: и банки, и операторы связи несут немалые затраты на ИТ, но это не их основной бизнес, и гораздо эффективнее передать ИТ-инфраструктуру профильным компаниям - например, IBM или Amdocs. С позиций вендора такое СП является залогом долгосрочных отношений с клиентом, и вендоры готовы даже кредитовать подобные совместные предприятия.

Сближение телекоммуникационного и финансового сектора идет еще в одной плоскости: мобильные финансы превратили операторов связи в прямых конкурентов для банков. Сделав первый шаг в мобильных финансах, операторы хотят большего - выдавать ссуды клиентам, осуществлять денежные переводы и т.д. Причем оператор имеет почти все, что нужно для ведения финансового бизнеса: у него есть понимание каждого клиента и прямой доступ к нему через мобильное устройство, так что ему остается только приобрести банковскую практику.

Не стоит забывать, что многие операторы аффилированы с банками - к примеру, "ВымпелКом" и Альфа-банк или МТС и МТС-банк.

Правда, пока что банки успешнее работают на пространстве операторов связи, нежели наоборот. Клиент уже может провести с мобильного устройства около 90% банковских операций, и уровень проникновения этих услуг очень велик. В Европе в банках уже стали исчезать менеджеры по работе с клиентами, и это притом, что ответственность за каждую операцию в банковском секторе выше, чем в телекоме.

Россия - одна из последних стран в Европе, где managed services делают лишь первые шаги, так что эти услуги находятся здесь на пороге бурного развития.

Российские операторы связи стали передавать на аутсорсинг сетевую инфраструктуру. Видите ли вы интерес операторов к передаче на аутсорсинг систем OSS/BSS? Является ли экономический кризис драйвером или тормозом этого процесса?

Это однозначно драйвер. Все операторы связи принадлежат финансовым структурам, а их основная цель - сохранить доходность подконтрольного бизнеса на текущем уровне. А managed services являются одним из способов сокращения затрат и оптимизации CAPEX/OPEX, причем все эти статьи являются важными составляющими отчетности, которые влияют на биржевую стоимость операторских компаний.

Российские операторы по-прежнему побаиваются отдавать часть функций поставщику оборудования и решений, хотя на самом деле вопрос лишь в том, как этим поставщиком управлять. Я не вижу иного пути развития для операторов и сохранения прибыльности бизнеса, кроме как использование managed services. Не говоря уже о том, что managed services позволяют перейти от технических KPI к бизнес-KPI.

Какие KPI закладывает в контракты на managed services компания Amdocs?

Трудно найти два идентичных контракта на managed services. В них могут фигурировать как простые показатели типа CAPEX и OPEX, так и сложные модели revenue share или EBITDA share - при которых успех оператора становится нашим успехом, но и неуспех является обоюдным. Бывают даже контракты, согласно которым доработки ИТ-систем, если они ведут к увеличению прибыли, бесплатны для оператора. При подготовке контракта на managed services в каждой стране и для каждого оператора мы изучаем, насколько мы можем усилить успех оператора.

В аутсорсинге сетевой инфраструктуры эффективность достигается при одновременном обслуживании нескольких сетей на одной территории. Справедливо ли это при оказании managed services в сфере OSS/BSS?

Принципиальный момент заключается в том, что ИТ-системы гораздо более стандартизованы, чем сети связи, и процессы, идущие на разном ИТ-оборудовании, весьма похожи. Поэтому и проблемы в ИТ-системах, возникающие в различных странах, мало отличаются друг от друга, и, решив проблему один раз, можно не тратить врем и деньги при ее последующем возникновении.

Даже если ИТ-системы у оператора находятся в беспорядке, мы предлагаем сначала их упростить - эта услуга называется managed transformation. Мы не раз встречали операторов, у которых было по 30-70 OSS/BSS, десяток систем закупок и CRM. Мы готовы эксплуатировать и такой разношерстный парк, но считаем более правильным вариантом развития упрощение. Услуга managed transformation может увеличить стоимость контракта на managed services в первые год-два, но контракты на managed services являются долгосрочными, поэтому со второго-третьего года оператор получает резкое сокращение затрат.

Если говорить о managed services в отношении телеком-инфраструктуры, то в этом случае сама сеть не меняется - оптимизировать можно только затраты на ее поддержку. Поэтому и эффекта тут можно достичь только в случае одновременного обслуживания более чем одного оператора на общей территории.

Каковы позиции Amdocs на рынке managed services в сфере OSS/BSS?

На телекоммуникационном рынке мы являемся абсолютным лидером: Amdocs контролирует 33% мирового рынка в этом сегменте. Мы конкурируем здесь с телеком-вендорами - Ericsson, Huawei, - но в гораздо большей степени с такими корпорациями, как IBM, Accenture и HP.

Более 60% всех новых контрактов Amdocs на поставку систем OSS/BSS имеют часть, связанную с аутсорсингом. Мы убеждены, что одновременное обладание исходными продуктами и услуги аутсорсинга дают Amdocs конкурентное преимущество.

В России с 1 сентября 2015 года вступил в силу закон "О персональных данных", требующий обработки персональных данных граждан РФ на территории страны. Означает ли это, что услуги  managed services в сфере OSS и особенно BSS в России должны отныне замыкаться внутри страны? Готова ли компания Amdocs играть на российском рынке по таким правилам?

Подобные законы существуют в большинстве стран мира - а в Европе - в границах ЕС. Поэтому модели предоставления managed services всегда гибридны, и личные данные всегда хранятся в локальных data-центрх. Но в основной части managed services персональные данные не задействуются, и эту часть можно предоставлять и из-за рубежа.

Пойдут ли разработчики систем OSS/BSS, и в частности Amdocs, в область систем big data?

Конечно, да, туда пойдут все разработчики крупных бизнес-систем. Это требует немалых инвестиций. Amdocs уже активно развивает направление big data, вкладывая в R&D десятки миллионов долларов. Попросту говоря, big data - это аналитика, которая существует десятки лет, просто изменились технологии сбора и возникли возможности онлайн-обработки. Десять лет назад я жил в Соединенных Штатах и помню, как оператор связи, абонентом которого я был в течение двух лет, предложил мне расширить контракт. Но в том предложении не было ни одного нужного мне сервиса. А Google уже тогда предлагал мне в точности то, чем я мог бы воспользоваться.

Мы понимаем, что важные данные находятся в OSS/BSS - их только нужно своевременно и грамотно обработать. Amdocs фокусируется на big data как способе решения конкретных проблем, например с call-центром. Если система видит, что звонки идут с перебоями, она проактивно предупреждает об этом неудобстве клиента и предлагает за него некоторую компенсацию. Сопрягая систему big data с CRM, можно существенно повышать лояльность клиентов.

К слову, удовлетворенность корпоративного клиента пока не замеряет ни один оператор связи, а ведь корпоративный сектор является резервом роста. Количество абонентов уже не растет, но каждый корпоративный пользователь потребляет все больше услуг, и сохранить такого клиента оператору крайне важно.

- Операторы мобильной связи активно осваивают финансовую область. С некоторых пор Amdocs предлагает решения для мобильных финансов. Как вы видите идеальную модель оказания сотовой компанией мобильных финансовых услуг?

- Big data, мобильные финансовые сервисы и аналитика сети - три новых области, в которые Amdocs активно инвестирует. В марте 2014 года Amdocs поглотил фирму Utiba - одного из глобальных пионеров в сфере мобильных финансов. Utiba была заметна на развивающихся рынках - там, где население имеет ограниченный доступ к услугам банков; среди клиентов Utiba - Telenor в Индии, Пакистане, Бангладеш, а также MTS India.

В таких странах операторы связи вовсю предоставляют услуги электронного кошелька, переводов, микро- и макроссуд, и им либо требуется банк-партнер, либо аутсорсинговый партнер, работающий по принципу revenue share.

Бурный рост мобильных финансовых услуг характерен не только для Центральной и Юго-Восточной Азии - в Норвегии все три действующих сотовых оператора, Telenor, TeliaSonera и Tele2, для работы на рынке мобильных финансов создали совместное предприятие Strex, а в январе этого года сообща купили для этого СП у Amdocs решение Mobile Financial Services. Тендеры на аналогичные решения уже идут в нескольких странах СНГ, и это одно из самых быстрорастущих направлений развития операторов связи. Охват клиентской базы критически важен,  это подталкивает операторов не конкурировать в мобильных финансах, а сотрудничать.