Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
28.03.2015

Состоявшийся 2‑5 марта 2015 года Mobile World Congress (MWC), десятый раз подряд прошедший в Барселоне, выявил принципиально новый подход в работе компаний телекоммуникационного сектора. Вместо безудержной гонки за выводом на рынок все новых и новых стандартов, решений и технологий они стараются по новой использовать уже имеющиеся наработки. Для кризисной ситуации, в которой пребывают глобальная экономика в целом и рынок связи в частности, такая стратегия может оказаться ключом к выживанию и вендоров, и операторов.

ИКТ-компании начали скрести по сусекам не от хорошей жизни. В 2014 году мировая экономика выросла всего на 3 %, причем аналитики хором связывают этот вялый рост с продолжающимся кризисом в еврозоне, а также в России и Бразилии. Рынок мобильной связи – ​былой любимчик инвесторов – ​в глобальном масштабе подрос за прошлый год на жалкие 0,5 %. В этих условиях попытки мировой ИКТ-индустрии выжать максимум из уже созданных технологий выглядят более чем логичными.

Так, один из главных анонсов компании Alcatel-Lucent на MWC 2015 был связан с использованием старой доброй технологии Wi-Fi на новый лад. Эта компания объединила в одном корпусе малую базовую станцию LTE и Wi-Fi, организовав по последнему поток информации к пользователю, а по сотовой сети – ​uplink. В силу того, что Wi-Fi использует для прямой и обратной связи один и тот же канал, конвергенция с LTE создает возможность повышения скорости передачи в одном из направлений. Для этого объединения существующих технологий Alcatel-Lucent придумал название Wireless Unified Network.

Одна из главных барселонских новинок Ericsson под звучным именем Digital Telco Transformation – ​не что иное, как объединение OSS/BSS с услугами системной интеграции и консалтинга от этой шведской корпорации. По замыслу Ericsson, благодаря комплексному подходу операторы, трансформируясь в цифровые телекоммуникационные компании, будут прибегать именно к его услугам.

Российский "Яндекс" представил подразделение Yandex Data Factory, созданное в декабре 2014 года. Оно продвигает услуги big data для различных секторов рынка. Но внутренняя хитрость этого сервиса состоит в том, что "Яндекс" в прошлом году внезапно осознал: работа с большими объемами неструктурированных данных требует абсолютно таких же механизмов, которые давно использует поисковая машина Yandex. "Мы поняли, что все подходы к онлайн-поиску могут быть применены для big data в любой отрасли", – ​откровенно признала вице-президент по развитию бизнеса Yandex Data Factory Ксения Елкина.

Темой big data озабочена и Nokia, которая задействовала эту технологию в представленном на MWC 2015 решении для предсказательного маркетинга. Причем создано оно на базе двух продуктов, уже имевшихся в арсенале Nokia: CEM on Demand и Mobile Marketing Suite.

Вопросами, как снять второй урожай с того, что уже имеется в наличии, задалась даже такая далекая от телекома структура, как рекламное агентство JCDecaux. Оно специализируется на наружной рекламе и присутствует более чем в 60 странах мира, управляя миллионом рекламных конструкций на улицах, в аэропортах и системах городского транспорта. Одним из наиболее востребованных типов оборудования в сотовых сетях по всему миру являются малые соты: только они способны обеспечивать качественное радиопокрытие в городах и обслуживать растущий мобильный трафик. Но поиск мест для установки малых сот – ​сущий кошмар для любого оператора, ведь каждый владелец сарая и бизнес-центра норовит на этом хорошо заработать.

Менеджменту JCDecaux пришло в голову, что уличные рекламные конструкции – ​идеальное место для размещения малых сот: они располагаются в больших городах, их много, к ним уже подключено электричество, они имеют достаточную высоту для создания радиопокрытия и безопасности оборудования. Предложение JCDecaux было оценено по достоинству, о глобальном партнерстве с этим агентством в прошлом году договорились Huawei и Alcatel-Lucent, а в декабре 2014 года 15‑летний договор о сотрудничестве с ним заключил Vodafone. Подписанию этого контракта полугодом ранее предшествовал пилотный проект, в ходе которого Vodafone смонтировал свыше 160 малых сот на модулях JCDecaux, встроенных в автобусные остановки в Амстердаме. В странах работы Vodafone агентству принадлежит более 100 тыс. уличных рекламных конструкций.

Кризисные времена хороши тем, что умные головы внимательнее смотрят на уже имеющееся в наличии. Этот прагматичный подход может замедлить появление сотовых сетей пятого поколения (5G), которые еще недавно ожидались к 2020 году. Начиная с релиза 2010 года стандарт LTE включает возможность использования трех несущих, а к концу этого года 3GPP выпустит новый релиз LTE – ​уже с пятью несущими. При этом пока ни один оператор в мире не запустил три несущие в LTE-сети и лишь две компании реализовали две несущие. То есть у LTE запас прочности таков, что он сможет удовлетворять растущие потребности операторов связи еще многие годы.

Интересно, к чему еще приведет домашняя работа ИКТ-индустрии?

Журнал "Стандарт" № 3 (146), март 2015