Редколонка / март 2016
Реальная виртуальность

Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews
главный редактор группы компаний ComNews
© ComNews
26.03.2016

Самым революционным приложением (killer application) в ближайшем будущем станет ПО, обеспечивающее эффект присутствия, прежде всего – ​в видеоизображении. Такое заявление сделал основатель и генеральный директор Facebook Марк Цукерберг, выступая с программной речью в первый день Всемирного мобильного конгресса (MWC) в Барселоне. "Десять лет назад люди начали обмениваться текстовыми сообщениями, потом – ​фотографиями, а сейчас – ​видео. Но это еще не финиш, вскоре повсеместное распространение получит панорамное видео с обзором 360°, которое дает полное представление о происходящем в мельчайших деталях, – ​пророчил глава Facebook с трибуны MWC 2016. – ​Люди хотят обмениваться такой видеоинформацией, которая позволит получателю почувствовать себя участником снятой сцены, стать частью истории чьей-то жизни".

Марк Цукерберг отметил, что в социальной сети Facebook наблюдается постоянный прирост объема видеоинформации, размещаемой пользователями, при этом растет и качество видеороликов: все больше видео снимается в формате высокой четкости (HD), а на подходе уже и технология Ultra HD (4K). По его словам, объем просмотра видео на Facebook недавно превысил 100 млн часов в сутки.

Заявления Марка Цукерберга явно стыкуются с идеями усиления эффекта реальности в телевизионном вещании, которые в течение последнего полугода активно продвигает Марк Кривошеев, научный консультант ФГУП "НИИ Радио" и почетный председатель Исследовательской комиссии №6 (ИК-6, вещание) Сектора радиокоммуникаций Международного союза электросвязи (МСЭ-Р), а в прошлом – ​идеолог глобальной стандартизации цифрового ТВ. При этом российский ученый идет и шире, и дальше американского предпринимателя. Свою программную речь Марк Кривошеев произнес в ноябре 2015 года, на Broadband Russia Forum, который ежегодно проводит в Москве ComNews, а затем развил эти идеи в выступлениях на собрании ИК-6 в Женеве 25 января – ​5 февраля 2016 года (их полное изложение приведено в материалах МСЭ-Р Doc. 6/44 от 19 февраля 2016 года).

Говоря о повышении качества передаваемого видеоизображения, Марк Кривошеев ушел от избитой "лестницы" HD – ​Ultra HD 4K – ​Ultra HD 8K и подчеркнул важность расширения динамического диапазона яркости, которое существенно улучшает восприятие самых темных и самых ярких участков изображений. 5 августа 2015 года МСЭ-Р опубликовал предварительный проект рекомендации на эту тему (Annex 2 to Doc. 6C/511). Немалая заслуга в появлении данной рекомендации принадлежит России: еще в апреле 2012 года администрация связи РФ (которую представлял НИИР) внесла в ИК-6 предложение заняться изучением эффекта присутствия при просмотре ТВ-изображений ультравысокой четкости.

При этом Марк Кривошеев подчеркивает, что высококачественное видео будет неполным без звука столь же высокого качества. И если в мире телевидения, а тем более при любительских съемках видеороликов о звуке пока мало кто думает, то в киноиндустрии ему уже давно придается первостепенное значение. Не случайно фирма Dolby Laboratories Inc. – ​мировой законодатель стандартов звукозаписи – ​в 2014 году перешла от формата Dolby Digital (с пяти- или семиканальным звуком) к технологии Dolby Atmos, которая способна одновременно передавать до 128 звуковых дорожек через 64 акустические системы.

Почетный председатель ИК-6 небезосновательно утверждает, что объемное звуковое сопровождение радикально улучшает качество восприятия видео, особенно высокой и ультравысокой четкости. "Особо впечатляет дополнение многоканальным объемным звуком изображений спортивных и других динамичных событий", – ​говорил Марк Кривошеев с трибуны Broadband Russia Forum 2015.

Звук нового качества уже реальность: в октябре 2015 года была утверждена Рекомендация МСЭ-R BS.2088 "Формат файлов данных для международного обмена материалами звуковых программ, содержащих метаданные". Она предусматривает запись в одном файле многоканального звука с эффектом погружения, включая метаданные, описывающие звуковую картину, что существенно упрощает международный обмен такими звуковыми материалами.

Марк Кривошеев уверен, что новый формат звука, который зафиксирован в документах МСЭ, станет катализатором массового производства профессиональных и бытовых устройств звуковоспроизведения (ИК-6 уже разрабатывает требования к такой аппаратуре). В том, что они вскоре появятся во всех новых телевизорах и в виде внешних акустических систем, сомнений нет: наличие всемирного стандарта уже неоднократно демонстрировало рыночную эффективность, будь то глобальный стандарт цифрового ТВ или разъем USB, заменивший десятки разных соединительных проводов.

А вот как новому формату звука пробиться в портативные компьютеры и смартфоны, с которых абоненты смотрят видео все больше и больше, пока вопрос. Мне кажется, два Марка – ​Кривошеев и Цукерберг – ​сообща могли бы решить эту проблему с высоты их опыта (в этом году им на двоих исполнится 126 лет). Если вспомнить, что идеологов новых технологий принято называть евангелистами, я бы дорого дал за такое "Евангелие от Марков".

Журнал "Стандарт" № 3 (158), март 2016