Виктор Савицкий
© ComNews
18.05.2016

Количество абонентов Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") в Москве и области c начала года выросло на 0,9 млн. Всего у оператора в столичном регионе сейчас более 2,1 млн абонентов. Такие данные компания приводит в отчетности по итогам I квартала 2016 г. В целом абонентская база Tele2 за отчетный период увеличилась до 38,4 млн человек. Количество активных пользователей мобильного Интернета в I квартале этого года достигло 22% от абонентской базы, составив около 8,4 млн человек. По мнению экспертов, будущие показатели Tele2 с точки зрения рентабельности и сохранения темпов роста абонентской базы находятся под вопросом. Как считают аналитики, судить о лояльности московских абонентов можно будет только через полгода. 

Операционная выручка Tele2 за I квартал этого года, по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., выросла на 5,4%, до 24,3 млрд руб. Показатель EBITDA компании за отчетный период составил 3,0 млрд руб., что на 43,6% меньше результата за аналогичный период 2015 г. Показатель рентабельности EBITDA составил 12,2%.

В I квартале 2016 г. компания Tele2 инвестировала в ИT-инфраструктуру и технологическое развитие сети 7,7 млрд руб., что на 19,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Свободный денежный поток Tele2 за отчетный период сократился на 31,7% и составил 5,8 млрд руб.

Показатель ARPU компании Tele2 за I квартал этого года снизился на 3%, до 213 руб. Показатель MoU также сократился: 355 минут в I квартале 2016 г. против 375 минут за аналогичный период 2015 г.

Абонентская база компании на 31 марта 2016 г. составила 38,4 млн человек, увеличившись на 3,4 млн человек в сравнении год к году. Что касается Московского региона, в котором Tele2 начал оказывать услуги мобильной связи 22 октября 2015 г., то абонентская база оператора по Москве достигла в I квартале 2016 г. 2,1 млн человек. В финансовом отчете Tele2 за 2015 г. абонентская база оператора составляла более 1,2 млн абонентов (см. новость ComNews от 6 апреля 2016 г.). Количество активных пользователей мобильного Интернета в I квартале этого года достигло 22% от абонентской базы, или около 8,4 млн человек.

"В I квартале 2016 г. Tele2 демонстрирует опережающие рынок темпы не только роста выручки, но и набора абонентской базы. Это результат усилий по развитию бизнеса: абонентов удовлетворяют наши продуктовые решения, стандарты обслуживания, качество связи и подход к развитию дистрибуции. Эффективная продуктовая и коммерческая стратегия помогает привлекать новых клиентов, а постоянная работа над качеством связи позволяет удерживать высокий уровень их лояльности", - отметил генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко положительно оценивает рост выручки Tele2. По его словам, такой рост стал следствием увеличения абонентской базы, в особенности в Москве. Однако, как считает он, в отчете есть и неожиданные моменты.

"Обращает на себя внимание неожиданное резкое падение EBITDA, что вызвано, по-видимому, расходами на увеличение клиентской базы, агрессивной тарифной политикой и другими факторами. Во II квартале 2016 г. восстановления рентабельности EBITDA до прежнего уровня, скорее всего, не произойдет. Я рассчитываю на позитивную динамику этого показателя не ранее IV квартала текущего года", - сообщил ComNews Георгий Ващенко.

По его мнению, резких темпов прироста мобильных клиентов ожидать не стоит. "Но поскольку компания ориентируется лишь на премиальный сегмент 3/4G в столице, то до конца года компания может привлечь 40 млн клиентов. Собственно, темпы роста объясняются как раз тем, что в Москве никогда не будет недостатка в спросе на высокоскоростной мобильный Интернет", - отметил Георгий Ващенко.

По мнению финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, компания Tele2 представила неоднозначные результаты.

"Преимущественно за счет развития сети в Московском регионе абонентская база прибавила 9,8%, до 38,4 млн - более 80% подключенных абонентов компании пришлось на Москву, - а число пользователей услуг передачи мобильных данных росло опережающими темпами и достигло 22% от всей абонентской базы. Однако активный ценовой демпинг, операционные издержки, по-видимому, связанные с маркетинговыми расходами, интерконнектом и территориальной экспансией, негативно сказались на финансовых показателях компании", - сообщил ComNews Тимур Нигматуллин.

По его словам, неудивительно, что выручка на фоне снижения ARPU прибавила лишь 5,4%, а EBITDA при этом и вовсе упала на 43,6%.

"Будущие показатели компании с точки зрения рентабельности и темпов роста абонентской базы находятся под вопросом. Учитывая достаточно высокий уровень долга, способность компании работать при столь низкой марже EBITDA длительное время вызывает сомнения. Возможно поэтому с 14 апреля 2016 г., через полгода после того, как Tele2 стал оказывать услуги мобильной связи в Москве, оператор резко повысил тарифы, чтобы компенсировать расходы. На отчетности это еще не успело сказаться, но я ожидаю заметного замедления темпов экспансии во II квартале из-за снижения ценового конкурентного преимущества", - сообщил ComNews Тимур Нигматуллин.

С ним не согласен ведущий аналитик АО "Газпромбанк" Сергей Васин. "Результаты Теlе2 можно назвать сильными в части роста выручки. Компания начинает преодолевать спад, показывая рост активности абонентов благодаря мобильной передаче данных. EBITDA компании остается под давлением из-за необходимости развития розничной сети. И это, пожалуй, главный негативный момент отчетности. Компании пока не удается компенсировать рост расходов приростом высокодоходных услуг", - сообщил ComNews Сергей Васин.

Он отметил, что капитальные затраты компании начинают снижаться. Однако, по его словам, они остаются по-прежнему на высоком уровне из-за активной инвестиционной программы, которая продлится, скорее всего, весь этот год.

"Важно, что 3G сети начали работу в большинстве регионов присутствия Tele2, и теперь задача компании - наращивать абонентскую базу и предлагать ей высокодоходные услуги по передаче данных. Отдельно стоит отметить предварительные успехи в Москве, где компания Теlе2 набрала уже 2,1 млн человек. Однако необходимо посмотреть на результаты компании через полгода. Тогда можно будет судить о лояльности московских абонентов", - отметил аналитик.