Виктор Савицкий
© ComNews
25.05.2016

Оператор мобильной связи Yota (ООО "Скартел" - 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон") запустил новый продукт для юридических лиц, ориентированный на малый и средний бизнес (SMB). Он включает пакет услуг для бизнес-клиентов, в который входит безлимитный Интернет и бесплатные звонки внутри сети оператора. Продукт доступен для подключения в 75 регионах РФ. К 2018 г. компания рассчитывает получить более 500 тыс. клиентов в сегменте SMB. Аналитики оценивают объем рынка мобильной связи в этом сегменте в 40 млрд руб. в год и отмечают, что конкуренция на нем достаточно острая. Эксперты считают, что все B2B-клиенты Yota принесут компании не менее 2,5 млрд руб. в год.

"Запуская новый продукт для юридических лиц - Yota для бизнеса, - мы атакуем рынок корпоративных предложений от сотовых операторов", - заявил операционный директор компании Yota Владимир Добрынин на пресс-конференции, посвященной запуску нового продукта.

По его словам, целевая аудитория нового продукта - индивидуальные предприниматели, стартапы, малый и средний бизнес. "Мы планируем, что через два года более 500 тыс. компаний среднего и малого бизнеса в России будут клиентами мобильного оператора Yota", - сообщил Владимир Добрынин, добавив, что Yota не собирается делать предложения крупным компаниям и участвовать в тендерах.

"Мы не работаем как другие сотовые операторы, мы не работаем на скидки, на получение клиентов через тендеры. Люди сейчас покупают не тариф, они покупают удобства. Наша принципиальная позиция - цены между контрактом для физического лица и контрактом для юридического лица - не отличаются", - сказал Владимир Добрынин.

Как заявили в Yota, стоимость услуг нового продукта составляет от 230 руб. в месяц в зависимости от региона. Бизнес-клиентами могут стать компании с количеством сотрудников от одного человека. Заключить договор можно онлайн на сайте Yota, достаточно указать название организации или ИНН и нужное количество SIM-карт. Остальные данные, необходимые для заключения договора, будут взяты автоматически из Единого государственного реестра юридических лиц. Кроме того, все номера, зарегистрированные на компанию, представлены в одном аккаунте, управлять которым можно будет через личный кабинет. С его помощью можно будет сформировать персональный пакет услуг для каждого сотрудника компании, выбрав необходимое количество исходящих минут на номера других российских мобильных операторов и городские телефоны, а также нужное количество SMS - поштучные или безлимитные. Сотрудники компании также смогут контролировать расходы и общаться со службой поддержки в специальной версии мобильного приложения.

По словам руководителя B2B-направления компании Yota Ивана Запольского, операторы "большой тройки" - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и ПАО "МегаФон" - начинали продвигать услуги для юридических лиц с крупного бизнеса. Сейчас, как считает он, будущее сегмента B2B за малым и средним бизнесом. "Мы изначально этот продукт делали для небольшого бизнеса", - сказал Иван Запольский, добавив, что его создание заняло полтора года.

Как сообщили в Yota, рекламная кампания нового продукта сосредоточена в digital-каналах. Также компания планирует совместные проекты с коворкингами (коллективными офисами), где сосредоточены представители ее целевой аудитории.

Как сообщил Владимир Добрынин, компания создала удобный продукт для сегмента SMB и не собирается соревноваться с крупными операторами сотовой связи.

"Всего в РФ только малых и микропредприятий - думаю, основной фокус будет именно на них - около 2,1 млн. На них трудится около 12 млн человек. Таким образом, этот рынок привлекателен для экспансии с точки зрения емкости. Тем более, как показывает практика, бизнес-клиенты лояльнее относятся к своему оператору. Так, если в среднем абонентская база оператора "большой тройки" за год обновляется на 40-50%, то в корпоративном сегменте отток в 1,5-2 раза ниже, то есть Yota и материнский "МегаФон" смогут сэкономить как минимум на маркетинговых расходах", - сообщил ComNews финансовый аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин.

По его мнению, доля рынка SMB, которую Yota может получить, зависит от того, сколько будет потрачено средств на экспансию. "В случае должного объема целевых маркетинговых расходов, таргет в 500 тыс. клиентов вполне достижим. Думаю, основная их часть придется на сегмент SMB. Исходя из оценок ARPU, все B2B-пользователи принесут не менее 2,5 млрд руб. в год", - считает Тимур Нигматуллин.

"С начала этого года компания несколько раз агрессивно снижала тарифы. Однако бизнес скорее предпочитает "большую тройку", и с привлечением 500 тыс. корпоративных клиентов могут возникнуть трудности маркетингового характера", - сообщил ComNews начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко.

Он считает, что конкуренты не будут просто стоять в стороне. "МТС и "МегаФон" сейчас в лидерах высокоскоростного Интернета. Доля рынка Yota крайне невелика, абонентская база - официально не раскрывалась, - хотя и стремительно растет, по некоторым оценкам, пока составляет менее 2 млн. В целом идея недорогих корпоративных тарифов призвана поднять ARPU за счет ежемесячных платежей за связь, добавив в меню звонки. В будущем голосовой трафик будет расти низкими темпами за счет развития мессенджеров, и все больше абонентов сейчас смотрят именно на объем трафика в тарифах", - сообщил Георгий Ващенко.

Руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталий Солонин считает, что целевая аудитория Yota - индивидуальные предприниматели, стартапы, малый и средний бизнес, сотрудники которого работают в основном вне офиса, - обделена вниманием "большой тройки", которая ориентируется прежде всего на крупный и средний бизнес и госструктуры.

"Как виртуальный оператор, Yota по определению нацелена на нишевые предложения. Поэтому такой таргетированный потребитель, активно перемещающийся по стране - территориально распределенные компании с сотрудниками в разных городах, - логично вписывается в бизнес-модель Yota. С этой точки зрения, а также с учетом некоторых преимуществ проекта, перспективы у него весьма неплохие", - сообщил ComNews Виталий Солонин.

По его мнению, основные отличия предложения Yota от предложений конкурентов - это, прежде всего, безлимитный Интернет и безроуминговое пространство по всей России.

"Безроуминговое пространство по всей России особенно важно, так как некоторые операторы до сих пор практикуют национальный data-роуминг, и корпоративные пользователи в поездках должны быть настороже, чтобы "не попасть", скажем, на несколько тысяч рублей при личном использовании своих гаджетов - потребление трафика может происходить автоматически без прямого участия абонента. Компенсировать эти затраты на мобильный Интернет работодатель, скорее всего, не будет. Важны также доступность и простота подключения, удобный интерфейс управления номерами сотрудников", - считает Виталий Солонин.

По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка мобильной связи в сегменте SMB составляет не менее 40 млрд руб. в год, и при этом конкуренция достаточно острая. Основные игроки, по мнению аналитиков, - "большая тройка" и Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

"Наша корпоративная программа для бизнеса универсальна и позволяет удовлетворить потребности как малого и среднего бизнеса, так и крупных корпораций. Главное ее преимущество - это выгодные и понятные тарифы. В каждом регионе тарифная линейка для бизнеса содержит от трех до пяти тарифных планов", - рассказала ComNews пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.

Она сообщила об особенностях B2B-тарифов в Tele2. "Как и для массового рынка, мы сохраняем ценовой отрыв от конкурентных предложений. Во всех пакетных тарифах нет наценки на межгород - единая цена для всей России. Включенные в тарифы интернет-пакеты действуют не только в домашнем регионе, но и в роуминге на всей территории РФ", - сообщила Ольга Галушина.