Кирилл Седов
01.06.2016

Российские мобильные операторы не должны брать с клиентов деньги за звонки, передачу данных и sms – такое мнение высказал во вторник на организованном "Ведомостями" форуме "Телеком 2016" президент МТС Андрей Дубовсков. "Мы не должны жить на те деньги, которые клиент платит за удовлетворение коммуникативных потребностей: за мессенджеры, sms, голосовую связь, стриминг, видеосвязь", – заявил он. Бесплатными эти услуги могли бы стать уже "в недалеком будущем, в среднесрочной перспективе".

Зарабатывать операторы должны за счет партнерства с другими компаниями и рекламы, считает Дубовсков. В перспективе 5–10 лет или более операторы могут перейти на работу по рекламной модели, добавляет человек, близкий к МТС. Кроме того, операторы должны обращать в доходы знания об абонентах – их действиях, привычках, предпочтениях, заявил на форуме гендиректор "Вымпелкома" Михаил Слободин.

"Вымпелком" единственный из конкурентов МТС признает ее идею не взимать с абонентов плату за базовые услуги связи реалистичной. Эти услуги могут быть бесплатными при успешном развитии услуг дополнительных – таких, как продажа рекламы и других сервисов, использующих знание операторов о клиенте, допускает представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева.

Сделать услуги связи абсолютно бесплатными для пользователей невозможно даже в среднесрочной перспективе, возражает представитель "T2 РТК холдинга" (бренд Tele2) Константин Прокшин. Чтобы обеспечить высокую скорость загрузки интернет-данных, широкое покрытие и качественную передачу голоса, операторам необходимо активно инвестировать в сети. Tele2 в 2015 г. вложила в инфраструктуру и технологии 39 млрд руб. – 41,2% годовой выручки. Взаимовыгодные партнерства с компаниями из других отраслей – банковской, транспортной, IT и т. д. – важны, но это не основание делать базовые услуги бесплатными, уверен Прокшин.

Чтобы развивать сеть и повышать качество связи, оператор должен вкладываться в инфраструктуру и разработку новых продуктов и услуг, поэтому отказаться от оплаты услуг невозможно, согласна представитель "Мегафона" Юлия Дорохина. Операторы еще и платят дивиденды, несут операционные расходы, напоминает она. Стоимость телекоммуникационных услуг в России за последние годы и так значительно снизилась, констатирует Дорохина, а потенциал для роста выручки в будущем "Мегафон" видит в мобильной передаче данных. Монетизировать ее можно, предоставляя абонентам дополнительные или новые услуги, а также создавая инновационные продукты вроде сервисов М2М (Machine-to-Machine, обмен данными между устройствами), мобильной рекламы, облачных сервисов, рассуждает Дорохина.

За рубежом есть примеры телекомоператоров, которые зарабатывают на рекламе и базовые услуги предоставляют абонентам по факту бесплатно, рассказывает партнер Deloitte Антон Шульга. Но примеры эти единичны и это виртуальные операторы, не инвестирующие в создание инфраструктуры, уточняет он.

Дубовсков возглавил МТС в марте 2011 г., а два месяца спустя оператор отказался от тарификации голосовых вызовов внутри своей сети. Рынок воспринял этот шаг неоднозначно, но МТС продолжала увеличивать выручку, долю рынка и отрыв от конкурентов, вспоминает ее представитель Дмитрий Солодовников. Впоследствии звонки внутри сети сделали бесплатными и другие операторы.

Средний счет на абонента у российских операторов уже несколько лет почти не меняется, хотя услуг они предлагают клиентам все больше, говорит Шульга.