Виктор Савицкий
© ComNews
10.06.2016

По данным "ТМТ Консалтинга", количество абонентов виртуальных операторов мобильной связи (MVNO) в РФ за прошлый год выросло более чем в два раза по сравнению с 2014 г. - с 1,2 млн до 2,5 млн человек. Объем российского рынка MVNO аналитики оценивают в 10 млрд руб. При этом доля виртуальных операторов в структуре российского телеком-рынка составляет всего 1%. По мнению экспертов, сегмент MVNO формируют суббренды базовых операторов. Эксперты приводят в пример MVNO-оператора Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон"), которому в 2015 г. принадлежало 72% абонентов в структуре рынка.

"Мы имеем порядка 2,5 млн абонентов, и, возможно, эта цифра больше, так как не все MVNO делятся точной информацией. Это 1% от российского телеком-рынка. Объем рынка MVNO составляет порядка 10 млрд руб.", - сообщил директор аналитического агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов, выступая на Национальной конференции "Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в РФ - MVNO Russia 2016".

По его словам, в 2014 г. количество абонентов MVNO в России составляло 1,2 млн. "На текущий момент темпы роста у этого рынка впечатляющие", - констатирует Константин Анкилов. По его данным, в 2010 г. количество MVNO абонентов составляло 0,9 млн, а в 2011 г. - 1,1 млн. В 2012 г. и в 2013 г. количество абонентов вновь упало до 0,9 млн.

"Сегмент рынка (MVNO в структуре телеком-рынка - Прим. ComNews) находится в процессе формирования. Это связано с тем, что единичные проекты могут определять его серьезное развитие", - сообщил аналитик. По его словам, суббренды базовых операторов (бренды, связанные с основным, "родительским" брендом) формируют сегодня сегмент MVNO.

Например, в 2011 г. в структуре рынка MVNO 51% (по абонентам) занимал бренд "Просто для общения", принадлежащий ПАО "МегаФон". Остальные 49% занимали прочие виртуальные операторы. "Сегодня резкий взлет количества абонентов MVNO связан с одним лишь проектом - с Yota", - говорит Константин Анкилов. Yota в 2015 г. занимала 72% в структуре рынка MVNO, тогда как прочие виртуальные операторы обладали долей всего в 23%. При этом бренд "Просто для общения", несмотря на свертывание проекта, по-прежнему остался в структуре рынка, захватив 5%.

Как сообщил аналитик, рынок MVNO в мире кардинально отличается от российского рынка. Российские абоненты составляют более 1% от всех абонентов MVNO в мире. В это время в Северной Америке находятся 17% абонентов виртуальных операторов в мире, в Западной Европе - 15%, а Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - 8%.

Как заявил на конференции руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин, среди сегментов MVNO наиболее перспективными являются три: Data-MVNO (виртуальные операторы, оказывающие только услуги передачи данных); сегмент, в котором операторы предлагают конвергентные услуги (широкополосный доступ в Интернет, телефония, ТВ); а также этнический MVNO-сегмент (рассчитанный на мигрантов).