© ComNews
15.06.2016

По данным общественной организации "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ), за период с 2011 г. по 2016 г. МТС больше других крупных операторов мобильной связи нарушала федеральный закон "О рекламе". Эти нарушения связаны с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах. В целом ОПИ планирует в ближайшее время направить регуляторам предложения по ужесточению административной ответственности за повторные нарушения операторами связи федерального закона "О рекламе".

Исследование по недобросовестности операторов мобильной связи ОПИ проводила в отношении ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), ООО "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) и Yota (ООО "Скартел", 100%-ная "дочка" "МегаФона"). В ОПИ уточнили, что при составлении рейтинга по этим операторам не учитывались нарушения законодательства о защите конкуренции, не затрагивающие права потребителей. Также не учитывались случаи направления абонентам SMS-сообщений без получения предварительного согласия.

В итоге, по данным ОПИ, в период 2011-2016 гг. больше всех нарушений, которые связанны с введением потребителей в заблуждение, предоставлением неверных или неполных сведений об услугах и товарах в рекламных кампаниях, было выявлено у МТС (девять нарушений). Речь идет о таких рекламных кампаниях, как "Лучшие цены на смартфоны", "Мы отменили роуминг!", тарифной опции "МТС Планшет Mini", "4G в любой точке страны". Также были выявлены нарушения в рекламе МТС смартфона Nokia Lumia 635 LTE, тарифов "МТС Планшет", "Smart", "Супер МТС" за 2014 г., "Супер МТС" за 2016 г. Следом идет "ВымпелКом" с семью нарушениями в рекламных кампаниях "Прощай, роуминг", "Бесплатный Интернет 4G", тарифов "Планета ноль", "Мир Билайн", "Все за 300" и смартфона "Билайн Смарт 2", а также в рекламе безлимитного Интернета.

На третьем месте по нарушениям в рекламных кампаниях расположился "МегаФон" (шесть нарушений). Речь идет о таких рекламных кампаниях, как тариф "Переходи на ноль" за 2015 г., "Переходи на ноль" за 2016 г., "Все включено - S", "Вокруг Света", а также в рекламе смартфона "MegaFon Login+" и планшета "МегаФон Логин". У Yota и Tele2 нарушений за этот период выявлено не было.

По словам председателя ОПИ Олега Павлова, рейтинг составлен на основании материалов о нарушениях, которые опубликованы Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и ее территориальными органами. В дальнейшем, как сказал Олег Павлов, ОПИ планирует включать в рейтинг нарушения, не попавшие в поле зрения ФАС, и по мере накопления критической массы направлять комплексные жалобы в антимонопольную службу.

"Для нас важен не столько сам факт штрафа - который достаточно скромный даже в максимальном размере и не останавливает компании от повторных нарушений, - сколько своевременное информирование потребителей о недобросовестных действиях оператора, чтобы предупредить непредвиденные расходы", - пояснил в беседе с ComNews Олег Павлов.

Пресс-служба МТС вчера воздержалась от комментариев. "Мы не комментируем сомнительные рейтинги", - ответил корреспонденту ComNews представитель "ВымпелКома". По словам руководителя пресс-службы "МегаФона" Юлии Дорохиной, оператор, как клиентоориентированная компания, доводит до сведения абонентов и потенциальных пользователей полную и достоверную информацию об оказываемых услугах. "Мы считаем, что наша реклама соответствует существующему законодательству", - подчеркнула в беседе с ComNews Юлия Дорохина.

Tele2, как пояснила пресс-секретарь компании Ольга Галушина в разговоре с корреспондентом ComNews, никогда не использует мелкий шрифт, который может существенно поменять стоимость или объем услуги основного рекламного предложения. "Наши предложения всегда были простыми, честными и понятными для абонентов", - заключила Ольга Галушина.

"Создавая мобильного оператора Yota, мы стремились к тому, чтобы управление услугами и контроль над расходами были максимально простыми и прозрачными. Мы не навязываем клиентам то, что им не нужно", - отметила представитель Yota Анастасия Васильченко в беседе с ComNews.

В ОПИ считают, что размер взысканий за нарушения операторами связи федерального закона "О рекламе" должен кратно увеличиваться за каждый последующий проступок или их размер должен привязываться к обороту компании. Также, по мнению Олега Павлова, нужно найти способы поощрения добросовестных компаний в таких ситуациях (предупреждение вместо штрафа за первое нарушение, либо штраф ниже минимальных санкций и т.п.).

"Мы озвучили свои пожелания на организованном с нашим участием круглом столе с ФАС 9 июня 2016 г. На данном этапе антимонопольная служба готова применять к операторам-нарушителям максимально возможные из существующих санкций и искать способы поощрения добросовестных компаний. Ряд предложений, которые касаются ужесточения административной ответственности за повторные нарушения федерального закона "О рекламе" и способов стимулирования добросовестных компаний, мы направим регуляторам в ближайшее время", - рассказал Олег Павлов.

Пресс-служба ФАС вчера воздержалась от комментариев.

На взгляд Анастасии Васильченко, при рассмотрении подобных нарушений стоит учитывать контекст и проблематику каждой ситуации. Применить к ним единый коэффициент или ценовые условия штрафов достаточно сложно. "Избежать нарушений можно, если в основе продуктов компании лежит прозрачная и понятная модель формирования услуг", - резюмировала Анастасия Васильченко.