Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 24.08.2017

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 59.13 EUR 69.56
24 августа 2017 года, Чт

Кто стоит за Pokemon Go?

Виктор Савицкий
корреспондент ComNews.ru
© ComNews
01.08.2016

Ажиотаж вокруг игры Pokemon Go, которая стала первым примером массового интереса к технологии дополненной реальности и устроила переполох в информационном пространстве, ставит перед обществом ряд вопросов. Главный из них: исходит ли от новомодной игры угроза безопасности, будь то психологическая безопасность личности человека или даже безопасность страны, или это всего лишь бессознательный страх перед всем новым, транслируемый некоторой частью общества? К сожалению, многое говорит о том, что безобидная игра на деле может оказаться эффективным инструментом манипулирования в рекламных и даже политических технологиях.

Игра Pokemon Go компании Niantic Lab и The Pokemon Company (является владельцем прав на одноименный мультсериал) стала "черным лебедем" наших дней. Событием, которого никто не мог предсказать, но которое теперь пытаются всеми силами объяснить. И объяснять, вероятно, придется еще долго, так как Pokemon Go открывает новую страницу как в игровой индустрии, так и в развитии технологии AR (augmented reality, дополненная реальность). И даже несмотря на то, что некоторые эксперты не видят в игре истинного воплощения данной технологии (с технической точки зрения), она уже сделала AR мейнстримом, сумев привлечь внимание бизнеса. Надо сказать, влияние на него игра Pokemon Go произвела просто магическое. Вчера никто и представить не мог, что различные компании, от мелких пиццерий до крупных банков, будут столь ревностно отчитываться перед обществом в любви к детской игре. Но такая ли уж она детская?

Pokemon (сокращение от pocket monster, переводится, кстати, как "карманный монстр") - это сверхпопулярная медиафраншиза, созданная японцем Сатоси Тадзири в далеком 1996 г. Товарный знак Pokemon принадлежит японской компании Nintendo (она владеет 32% акций The Pokemon Company). Конечно, если бы не технология дополненной реальности, позволяющая ловить карманных монстров с помощью смартфона, игра затерялась бы среди сотни подобных игр для мобильных устройств. Но, помимо AR, у Pokemon Go есть еще одна важная особенность -  игра основывается на геолокации, что позволяет расширить ее социальный аспект. И вот с этой точки зрения к игре возникают острые вопросы.

В России игра Pokemon Go еще официально не вышла, хотя в нее уже можно поиграть, скачав из магазинов приложений для других стран. Однако, отечественный бизнес уже разразился заявлениями о том, что Pokemon Go – "наше все". А некоторые вообще пошли радикальным путем. Так, мэрия Москвы придумала альтернативу Pokemon Go с некоторым флером некромантии – ловить нужно будет не покемонов, а двойников Виктора Цоя, Александра Пушкина или Юрия Гагарина.

Тем не менее, на государственном уровне Pokemon Go встретили не хлебом и солью.

"У меня складывается подозрение, что это приложение создано, в том числе, при участии каких-то спецслужб, которые собирают видеоинформацию на территории всех стран, всего мира", - комментировал появление Pokemon Go в своем твиттере министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.

"Ощущение, что дьявол пришел через этот механизм и пытается просто развалить нас изнутри духовно", - сетовал газете "Известия" первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.

Государству сегодня не очень-то по душе непонятные инфокоммуникационные веянья с Запада. К тому же игра требует от людей выходить на улицу, да еще пользоваться камерой мобильного телефона и искать не пойми что, а самое главное - где. Власть не любит, когда за ней подглядывают, тем более с видеокамерой. Не удивительно, что в YouTube стали популярны ролики, на которых российские полицейские задерживают ловцов покемонов за отказ прекратить съемку. И кто кого, спрашивается, здесь еще ловит… Но как бы реакционно ни звучали заявления наших чиновников, в них есть здравое зерно. 

Создатели Pokemon Go c помощью геолокации и технологии дополненной реальности "разбросали" различных монстров по всей планете. Это реальные улицы, здания, парки, леса. Они могут прятаться везде. Даже там, куда обычным гражданам вход воспрещен, к примеру, на территории военной части или режимного объекта. Конечно, шансы, что кто-то из игроков во время ловли покемонов ненароком сфотографирует какую-нибудь секретную ракету, не очень велики (все-таки служба безопасности знает свою работу). Но риски все равно возникают. Тем более не стоит забывать о человеческой природе: счастливчиком, который поймал с помощью камеры смартфона покемона на фоне засекреченного бомбардировщика, может оказаться сам его пилот или какой-нибудь генерал, приехавший с проверкой на авиабазу. Конечно, это все фантасмагория, но чем черт (помянутый Францем Клинцевичем) не шутит.

Так или иначе, но в результате игры Pokemon Go формируется колоссальная информационная база, которая включает большой объем метаданных. Они говорят - где, когда и в какой обстановке пользователь поймал покемона. Получается, что игровая компания собирает информацию о пользователе, а пользователь собирает информацию для компании. Данные же потихоньку копятся на ресурсах самой игры.

Однако вопросы безопасности этим не исчерпываются. В игре Pokemon Go потенциально заложен эффективный способ управления толпой. В какой-то степени он уже доказал свою эффективность в рекламных технологиях. Неудивительно, что бизнес так уцепился за эту игру. Идея размещать у себя покемонов, привлекая, таким образом, клиентов сработала на 100%, увеличив доходы многим компаниям. Но что мешает использовать потенциал этой игры и в политических технологиях? Тем более, что анализ поведения игроков при поиске покемонов может учитывать психологические особенности и поведенческие реакции различных наций и народностей.

Технологии "цветных революций" сами по себе базируются на игровых принципах, которые позволяют моделировать социальную реальность. События, которые развиваются в подобных революциях, как бы заранее смоделированы ее создателями. "Игрокам" дается смоделированное "пространство", в котором необходимо разыгрывать те или иные события, для того, чтобы игра свершилась. Все это подкрепляется ярким символом, атрибутикой, вплоть до сувениров. Особую роль в таких технологиях играет Интернет и социальные сети. Ничто не мешает пополнить этот список и определенными играми на базе дополненной реальности. Конечно, Pokemon Go пока сложно представить в виде грозного революционного оружия, но и социальные сети до определенного момента мыслились как виртуальное пространство для простого общения.

Мобилизовать и координировать толпы игроков можно уже сейчас: рекламные кампании это успешно доказали. В России игра, по некоторым данным, может выйти в сентябре: в аккурат под выборы…  Если, конечно, до этого времени ее официально не запретят. А разговоры об этом уже идут на самом верху.

С появлением Pokemon Go стало понятно, что рано или поздно государству придется как-то регулировать подобные игровые технологии. Тем более что Pokemon Go – это только начало. Уже сейчас ясно, что за ней последуют сотни аналогичных игр, которые со временем будут только совершенствоваться. Остановить этот процесс невозможно. Интернет тоже пытались, да и сейчас пытаются, взять под контроль в разных странах, но получается это не очень эффективно.

Российское государство не исключение - в последнее время оно отметилось рядом законодательных инициатив, направленных на усиление контроля за потоками информации, от которых многим пришлось схватиться за голову. А происходит это регулирование в столь неудобной форме во многом потому, что оно является реакцией на уже существующую проблему. У государства еще есть время, чтобы конструктивно подойти к вопросу необходимого регулирования игр, подобных Pokemon Go. Если это будет сделано сейчас, то возможно в будущем не придется принимать радикальных мер в последний момент.

Истинная игра – это всегда дихотомия условное/реальное. Будь то развлекательные или интеллектуальные игры, у них всегда есть свое условное пространство, правила и вариативность действий. Главной же особенностью настоящей игры является добровольное участие. Нарушение этого принципа приводит к тому, что игра костенеет, становясь обычным ритуалом. В нашей стране уже был один ритуал, который растянулся на много десятилетий… Истинное игровое начало, несущее в себе свободу, позволяет преодолевать серьезное, открывая потенциал для творческого мышления. Но любая свобода, так или иначе, требует определенного регулирования. Станет ли в итоге игра  Pokemon Go деструктивной технологий манипулирования или новой формой социального общения – покажет время.

Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100