"Вымпелком" единственный из большой четверки российских сотовых операторов имел на конец июня 2016 г. положительный баланс по перенесенным номерам, рассказали "Ведомостям" сотрудники двух компаний, имеющих доступ к базе данных перенесенных номеров, которую ведет Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС).
Услуга переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) позволяет абоненту перейти в сеть другого оператора, сохранив прежний номер; в России она работает с декабря 2013 г. Баланс – разница между количеством абонентов, ушедших от оператора с момента запуска MNP, и пришедших к нему от конкурентов.
Чистый выигрыш "Вымпелкома" по перенесенным номерам с начала действия услуги по 30 июня 2016 г. составлял почти 214 000 абонентов, говорит один из собеседников, ссылаясь на статистику ЦНИИСа. Остальные, по его данным, в минусе: чистые потери МТС составляли примерно 45 000 абонентов, "Мегафона" – 32 600. В минусе, говорит собеседник "Ведомостей", оказалась и Tele2: к ней пришло на 32 000 меньше абонентов, чем ушло от нее. Совокупный баланс "прочих операторов" – минус 104 000 абонентов.
Эти цифры, говорит собеседник "Ведомостей", описывают ситуацию по рынку в целом – с учетом и массового, и корпоративного сегмента. Сотрудник другой компании, имеющей доступ к статистике ЦНИИСа, приводит немного другие цифры: чистый результат "Мегафона" за вычетом его дочерней Yota – минус 213 000 абонентов (с учетом Yota, впрочем, все равно остается минус), у Tele2 – минус 45 000, у МТС – минус 4000. Положительный баланс только у "Вымпелкома", подтверждает второй собеседник выводы первого, – более 200 000 абонентов с декабря 2013 г. по конец июня 2016 г.
Похожие данные недавно опубликовала компания Dr Tariff, имеющая, по словам ее основателя Александра Волощука, доступ к базе данных перенесенных номеров (представитель Федерального агентства связи подтвердил это "Ведомостям"). По этим данным, ситуация лучше всего у "Вымпелкома" – разница между пришедшими и ушедшими MNP-абонентами составляет 230 000 за все время; на втором месте Yota – 165 000. МТС, по данным Dr Tariff, на третьем месте: пришедших и ушедших абонентов у нее примерно поровну, а вот "Мегафон" недосчитался 30 000 абонентов. Замыкает список Tele2, которую услуга MNP, по этим данным, сделала беднее на 100 000 абонентов.
"Вымпелком" уже давно фиксирует положительный баланс по количеству переходов в его сеть от других операторов и из его сети к конкурентам, говорит его представитель Анна Айбашева. Она считает, что это результат прозрачности его услуг – понятного ценообразования, отсутствия скрытых платежей и навязанных сервисов, – а также удачных маркетинговых акций. Работа по удержанию клиентов была организована в "Вымпелкоме" с самых первых дней внедрения MNP в России, говорит Айбашева: если клиент решил перейти в другую сеть, компания борется за него до последнего – например, убеждает его перейти на более удобный тарифный план.
ЦНИИС информацию о переходах абонентов между операторами не публикует и комментировать данные, оказавшиеся у "Ведомостей", не может, сообщил его представитель. Институт называет только общее количество поданных заявок на перенос номера и состоявшихся переходов: по данным на 18 августа их было 5,92 млн и 3,86 млн соответственно.
Больше всего переходов на сети Tele2 и "Вымпелкома" – в Москве, отмечают собеседники "Ведомостей" в двух компаниях, получивших доступ к базе данных перенесенных номеров. В случае с Tele2, запустившей московскую сеть только в октябре 2015 г., это было ожидаемо, констатирует один из них, а вот переходы в сеть "Вымпелкома" – неожиданность. А "Мегафону" и МТС статистику подпортили недавно (в 2015 г.) приобретенные ими активы поволжской группы СМАРТС, считает другой собеседник: абоненты СМАРТС очень активно переходили к "большой четверке", но формально отток учитывался уже в результатах новых владельцев.
Вице-президент "Вымпелкома" по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский в недавнем разговоре с журналистами говорил, что оператор пострадал от усиления конкуренции в Москве меньше других компаний "большой тройки".
Такой вывод он делал как раз из баланса переходов между операторами по услуге MNP и динамики доходов "Вымпелкома" в Московском регионе, но цифры не раскрывал. "Вымпелком" вовремя сфокусировался на продвижении пакетных тарифов, что повысило лояльность пользователей, снизило отток и увеличило средний месячный счет абонента (ARPU), говорил Поповский.
Представитель "Мегафона" Юлия Дорохина сказала, что не знает, "откуда взяты данные" "Ведомостей", и не будет их комментировать. Согласно внутренней статистике "Мегафона", баланс оператора по MNP-переходам за время действия этой услуги положительный. Представители МТС и Tele2 отказались от комментариев.
Гендиректор Telecomdaily Денис Кусков объясняет успех "Вымпелкома" в отдельных регионах хорошей обратной связью, скоростью работы горячих линий и служб. Но количество перенесенных номеров непринципиально для рынка на фоне общего числа абонентов в стране, обращает он внимание. Причин, почему "Вымпелком" остался в выигрыше от услуги переноса номера, несколько, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: во-первых, компания улучшает качество сети; во-вторых, модифицирует тарифы и на протяжении долгого времени предлагала абонентам более щедрые пакеты услуг; в-третьих, тщательно измеряет удовлетворенность клиентов. Как раз недавно "Вымпелком" сообщал, что по показателям NPS (индекс потребительской лояльности) сравнялся с конкурентами.