© ComNews
23.08.2016

ПАО "Ростелеком" продолжает развивать национальную облачную платформу "О7". Компания запустила облачный сервис для хранения больших объемов данных. По мнению экспертов, в РФ спрос на хранение данных в облачной среде стабильно растет год от года.

"Ростелеком" запустил облачный сервис "Виртуальное хранилище", благодаря которому клиент сможет хранить большой объемов данных и заниматься их самообслуживанием. То есть клиент сможет самостоятельно, без обращения в "Ростелеком", настроить и использовать сервис.

"Например, если в связи с бизнес-потребностью заказчику необходимо срочно увеличить количество виртуальных мощностей, то он сможет это сделать самостоятельно в панели управления услугой в личном кабинете", - говорится в сообщении "Ростелекома".

Рассчитать стоимость пользования сервисом "Виртуальное хранилище" клиент сможет на сайте "Ростелекома". Сервис ориентирован как на крупных корпоративных клиентов и государственных заказчиков, так и на компании среднего и малого бизнеса.

"Наша компания видит высокую востребованность облачных решений у своих клиентов. Так, только во II квартале 2016 г. рост доходов от дополнительных и облачных сервисов составил 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чемпионом по популярности у клиентов сегодня является "Виртуальный ЦОД". Надеемся, что и наше новое предложение - "Виртуальное хранилище" будет столь же востребовано на рынке", - отметил директор проектного офиса по разработке и внедрению продуктов "Ростелекома" Александр Обухов.

Сумму инвестиций в создание сервиса "Виртуальное хранилище" в "Ростелекоме" не раскрывают. Представитель пресс-службы "Ростелекома" уточнил в разговоре с корреспондентом ComNews, что сервис был запущен с целью развития облачной платформы "О7". Дальнейшие планы по развитию облачной платформы "О7" в компании не раскрывают.

"В целом мы видим тенденцию увеличения потребности в объемах хранения и обработки данных и готовимся к дальнейшему росту", - сказал представитель пресс-службы "Ростелекома".

По словам финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, "Ростелеком" является крупнейшим игроком на рынке коммерческих дата-центров с долей около 15%. Всего рынок дата-центров составляет около 15 млрд руб., а к 2020 г. ожидается рост до 33 млрд руб. "При этом высока вероятность, что поправки Яровой приведут к резкому ускорению динамики рынка и к 2020 г. он вырастет на порядок или более. "Ростелеком", как госкомпания, с высокой вероятностью станет основным бенефициаром роста", - заметил в беседе с ComNews Тимур Нигматуллин.

Речь идет об антитеррористическом "пакете Яровой", который был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле 2016 г. Согласно принятому закону, операторы связи должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки звонков, SMS, изображений, звуков, видео- или иных сообщений абонентов в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий. Кроме того, они будут обязаны шесть месяцев хранить содержание переговоров и переписки (см. новость ComNews от 8 июля 2016 г.).

Объем российского рынка облачных сервисов, продолжил Тимур Нигматуллин, составляет 16 млрд руб. К 2020 г. ожидается рост до 44 млрд руб.

Некоторые игроки российского рынка облачных услуг хранения данных уже наблюдают его рост. Спрос на хранение данных в облачной среде, как отметил директор по развитию бизнеса StackGroup Владимир Лебедев, стабильно растет год от года. "В нашем портфеле облачных услуг Storage-as-a-Service (облачное хранилище - Прим. ComNews) составляет 31% на июль 2016 г. Востребованность данной услуги связана с непрерывным ростом объема данных подлежащих хранению и архивации у любой компании", - рассказал корреспонденту ComNews Владимир Лебедев.

"Действительно, мы видим постепенно растущий спрос на услуги по хранению данных, в том числе в составе прочих облачных услуг", - заметил в беседе с ComNews директор по развитию сервиса компании "Техносерв" Никита Дергилев.

В StackGroup и "Техносерве" отмечают, что на текущий момент повышение спроса на услуги по облачному хранению данных еще не связано напрямую с "пакетом Яровой". Однако, как добавил Никита Дергилев, в ближайшее время мы ожидаем увидеть связанное с законом изменение спроса.

"На данный момент мы не видим нетипичного роста спроса на облачное хранение данных. Безусловно, в краткосрочной перспективе года - двух лет "закон Яровой" может оказать существенное влияние на рынок облачного сервис-провайдинга, так как в данной редакции только с 1 июля 2018 г. все операторы связи обязаны будут хранить информацию о фактах обмена данными и сам медиаконтент, - сказал Владимир Лебедев. - Помимо этой отсрочки, могут последовать уточнения со стороны правительства РФ, в частности могут быть указаны средства для хранения данных - например, только физические сервера, - и тогда мы будем наблюдать рост спроса на услуги colocation. Также в настоящее время окончательно не решен вопрос о содержании данных, подлежащих хранению: будет ли это только текстовая информация, голосовой трафик или же весь медиаконтент. От этого также будет существенно зависеть предполагаемый спрос на системы хранения данных".

По словам директора департамента облачных сервисов и продуктов ООО "Сервионика" (входит в группу компаний "Ай-Теко") Вячеслава Самарина, рост спроса на этот вид услуг в компании отмечали еще до принятия закона Яровой, так как увеличение объема генерируемых и используемых данных в разных отраслях является одним из основных ИТ-трендов уже несколько лет - наряду с повышением спроса на облачные сервисы.

"Операторам связи эта услуга дает возможность расширить портфель предложений для B2B-сегмента, что сейчас - одна из важнейших целей практически каждого участника этого рынка. Компании из других отраслей также сталкиваются с необходимостью хранить и обрабатывать все больше данных: в ритейле это информация о товарах, акциях, клиентских предпочтениях; в промышленности - о состоянии оборудования, поставках, технических характеристиках товаров и сырья. Хранение данных в облаке позволяет решить сразу две задачи: обеспечить доступ к данным там и тогда, когда это нужно для бизнеса, и сократить издержки на обеспечение безопасности и развитие ИТ-инфраструктуры. С учетом этого спрос на услуги хранения данных в облаке будет продолжать расти", - пояснил в беседе с ComNews Вячеслав Самарин.

Как отметил руководитель виртуального дата-центра КРОК Максим Березин, "пакет Яровой" вынуждает операторов связи составлять какие-то планы для реализации хранения гигантских объемов данных. Но, как добавил он, на данный момент еще нельзя отметить связанный именно с этим рост интереса к облачным услугам.

"Значительное увеличение заинтересованности в облаках, характерное для последних лет, достигается за счет того, что облачным сервисам начинают доверять все более серьезные компании, оперирующие большими объемами данных. К примеру, в облако перенесла свою инфраструктуру группа компаний "Русагро", а также сеть гипермаркетов Hoff - эти проекты насчитывали десятки ИТ-систем", - отметил в разговоре с корреспондентом ComNews Максим Березин.

По словам генерального директора DataLine Юрия Самойлова, на сегодня в компании не наблюдают тенденции увеличения спроса на облачные услуги по хранению данных. "Спрос на облачные услуги остается стабильно высоким, но особого роста за последнее время мы не наблюдаем", - заметил в беседе с ComNews исполнительный директор DataPro Евгений Богданчиков.