Виктор Савицкий
© ComNews
23.08.2016

Российские подростки смотрят телевизор меньше, чем зрители в возрасте 30-35 лет. 60% тинейджеров в РФ проводят у ТВ-экрана около девяти часов в неделю (что даже на час меньше, чем в Европе), тогда как 70% аудитории постарше - около 13,5 часа. При этом молодое поколение во всем мире стало больше смотреть потоковое видео на смартфонах: количество времени, которое тратится на него, за несколько лет выросло на 85%. К таким выводам пришли эксперты Ericsson ConsumerLab в исследовании паттернов медиапотребления в разных возрастных группах. Игроки российского рынка фиксированного широкополосного доступа в Интернет уверены, что популярность потокового видео со временем будет только расти.

Исследование Ericsson ConsumerLab проводилось среди жителей 20 стран методом онлайн-интервьюирования. Респондентами выступили более 20 тыс. человек в возрасте от 16 до 59 лет и еще 2,5 тыс. в возрасте от 60 до 69 лет. Основными же критериями для формирования выборки были наличие широкополосного доступа (ШПД) дома и просмотр ТВ/видео хотя бы раз в неделю. Данная выборка репрезентативна для более чем 680 млн человек. Кроме того, для определения доминирующих тенденций было проведено 30 глубинных интервью.

Как отмечается в исследовании, рост объемов видеотрафика во многом обусловлен ростом популярности потоковых сервисов среди подростков. Отличительной особенностью данной возрастной группы является то, что пользователи 16-19 лет смотрят потоковое видео в течение всего дня, в том числе через мобильные подключения. Европейские пользователи этой возрастной группы смотрят традиционное телевидение порядка 10 часов в неделю и 8,5 часа в неделю тратят на потоковые сервисы.

По мнению исследователей, медиапотребление в России повторяет основные мировые тенденции. "Если говорить о молодом поколении (16-19 лет), то они смотрят ТВ в среднем девять часов в неделю (на час меньше, чем в Европе), и примерно 10 часов приходится на просмотр контента потоковых сервисов. Пользователи старше (30-35 лет) демонстрируют противоположную тенденцию: просмотру ТВ они уделяют больше времени, в среднем 13,5 часа в неделю, и восемь часов в неделю потоковым сервисам", - рассказал ComNews руководитель службы аналитики Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия Татьяна Ледовская.

Она также отмечает существенную разницу в просмотре новостных телевизионных программ. По ее словам, наибольшее количество зрителей новостных программ в прямом эфире приходится на возрастной сегмент от 60 до 69 лет: время просмотра составляет 4,5 часа в неделю, что более чем на 70% превышает этот показатель среди молодой аудитории в возрасте 16-34 лет.

"Старшее поколение больше, чем молодое, смотрит именно программное ТВ, однако уже сейчас 19% смотрят короткие видеоклипы в Интернете, а 15% смотрят по Сети полнометражные фильмы, сериалы и другие ТВ-программы. Кроме того, в возрастной группе 45+ уже сейчас можно говорить о том, что одна треть времени просмотра видео осуществляется на мобильных устройствах - смартфонах, планшетах или ноутбуках", - рассказала Татьяна Ледовская.

По ее словам, есть также разница в том, что молодое и старшее поколение считают важным и достойным дополнительной оплаты. Так, молодежь хочет видеть "театральные релизы", то есть выход новых серий одновременно с мировой премьерой, в то время как люди старше 40 лет считают более важным доступ к фильмам "Золотой классики".

Татьяна Ледовская отмечает, что, в отличие от европейских подростков, российские тинейджеры тяготеют к локальному контенту. "То есть практически 100% подростков в Европе смотрят YouTube, а в России лишь двое из трех подростков смотрят данный видеохостинг. Однако примерно те же 70% российских подростков смотрят видео, размещенное в социальной сети "ВКонтакте", - сообщила Татьяна Ледовская.

В исследовании отмечается, что российские подростки в принципе больше времени смотрят потоковые сервисы - на 1,5 часа в неделю больше, чем европейские.

"Задавая вопрос о потоковых сервисах, мы предлагали несколько групп возможного контента - фильмы, сериалы, ТВ-программы и другое видео. Согласно результатам опроса в России, респонденты в возрасте 16-19 лет наибольшее время тратят на просмотр фильмов по запросу - около четырех часов, а меньше всего они смотрят телевизионные программы - чуть больше часа", - пояснила Татьяна Ледовская.

По ее словам, если говорить о распределении доли респондентов, которые смотрят тот или иной тип контента на смартфоне, то наибольшая доля российских подростков в возрасте 16-19 лет (41%) смотрят на смартфонах видеоконтент, который был загружен другими пользователями (YouTube, RuTube и т.д.). Потоковое кино на смартфоне смотрит каждый третий подросток, а каждый четвертый смотрит спортивные онлайн-трансляции. При этом телепрограммы по расписанию на смартфоне смотрят около 7% подростков.

При этом, согласно исследованию, сериалы подростки чаще всего смотрят на ноутбуке (67,6%). На стационарном компьютере их смотрят 54,3%. В свою очередь кино на ноутбуке смотрят 50%, а на стационарном компьютере - 51%. На мобильном телефоне кино смотрят 30%, а сериалы 25,7%.

Как отмечает Татьяна Ледовская, в целом ситуация аналогична тому, что происходит в Европе. Разница скорее в устройствах, используемых для просмотра потокового видео. Так, в Западной Европе гораздо чаще просматривают контент на экране ТВ или при помощи проектора, в то время как в России для этих целей чаще используется экран стационарного компьютера.

"Во всех возрастных группах мы видим увеличение доли потокового контента и предполагаем, что эта тенденция будет усиливаться. В начале 2015 г. мы уже отмечали, что аудитория мобильного ТВ в России выросла за два года больше чем на треть, а на долю видео по запросу - Video оn Demand, VоD - пришлось 47% аудитории. Общее время просмотра потокового видео по запросу увеличилось по сравнению с 2011 г. на 130%", - рассказала Татьяна Ледовская.

По ее словам, основным стимулом развития потоковых сервисов является желание пользователей смотреть видеоконтент в удобное им время и в нужном им месте. С каждым годом доля респондентов, которые считают это важным, увеличивается. "Если раньше мы говорили о необходимости иметь Интернет всегда и везде, то теперь подобная модель поведения адаптируется и к просмотру видео", - заключила руководитель службы аналитики Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия.

В исследовании Ericsson ConsumerLab отдельно выделяется такой тип контента, как киберспорт, который демонстрирует существенные отличия между поколениями пользователей: в среднем пользователи 16-19 лет тратят 2,5 часа в неделю на просмотр киберспортивных трансляций, для пользователей 30-35 лет этот показатель не превышает 30 минут в неделю. Европейские пользователи в возрасте 16-19 лет уделяют киберспорту 1,7 часа в неделю, что почти в полтора раза меньше аналогичного показателя в России. Также, согласно данным Ericsson ConsumerLab, 63% опрошенных тинейджеров в мире заявили о том, что они готовы доплачивать за повышение скорости передачи данных и улучшение качества сотового покрытия.

В исследовании отмечается, что пользователи в возрасте 30-35 лет гораздо активнее потребляют видео в мобильных сетях, в отличие от подростков. Тем не менее эта группа генерирует ежемесячно 2,5 Гбайт видеотрафика (глобальный показатель, включая сотовые сети и Wi-Fi), тогда как у подростков этот показатель в пять раз выше.

В NetByNet (ООО "Нет Бай Нет Холдинг", 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон") считают, что молодое поколение в России действительно стало больше смотреть стриминговое видео. "Почти 61% наших абонентов, пользующихся сервисом WiFire TV на SmallScreen - это люди в возрасте от 18 до 34 лет", - сообщила ComNews представитель NetByNet Екатерина Попова.

По ее словам, больше всего пользуются популярностью у российских подростков спортивные события, премьеры фильмов, а также крупные мировые события - "Евровидение" и т.д.

"На наш взгляд, эта тенденция будет сохраняться. Маленькие экраны все больше будет предпочитать молодежная аудитория. Для старшего поколения привычнее смотреть контент на больших экранах", - отметила Екатерина Попова.

"Действительно, популярность стримингового видео растет, причем не только среди молодежи. Это связано с большим выбором и ценовой доступностью мобильных устройств, множеством сайтов, где можно скачать или в онлайн-режиме посмотреть желаемый контент. Также увеличивается потребление легального видеоконтента в связи с его доступностью и удобством пользования", - сообщил ComNews представитель пресс-службы  ОАО "Комкор" (торговая марка "Акадо Телеком").

Он отметил, что скорость интернет-доступа уже давно не играет решающей роли в процессе онлайн-просмотров: для стриминга достаточно скорости 3-4 Мбит/с, операторы давно перешагнули этот рубеж. По его словам, наиболее популярным контентом для онлайн-просмотра является кино, сериалы и околоигровая тематика.

В "Акадо Телеком" считают, что тенденция роста стримингового видео сохранится. На это повлияют не только устройства и контент, но и активность молодежи в Интернете, а также повышенная мобильность населения (когда есть желание смотреть видео здесь и сейчас, независимо от места нахождения и времени суток).  

"Надо отметить, что стриминговое видео увеличивает не только мобильный трафик: "Акадо Телеком" еще в 2014 г. зафиксировал рост доли онлайн-видео в структуре потребления трафика на одного абонента в своей сети. Сейчас доля онлайн-видео в структуре потребления трафика одного абонента в сети "Акадо Телеком" составляет  примерно 40%", - сообщили в пресс-службе оператора.

В ПАО "Ростелеком" считают, что тенденция к росту потребления стримингового видео заметна, в первую очередь благодаря увеличению распространения и использования мобильных устройств (планшетов и смартфонов). Оператор развивает ТВ-продукты по принципу доступности на любом экране, способном к воспроизведению видео.

"С помощью сервиса "Мультискрин" все экраны можно объединить в одно пространство: покупать контент на одном устройстве, а смотреть - на любом. Также сервис позволяет поставить просмотр на паузу на одном устройстве - например, дома на телевизоре, а продолжить просмотр с того же самого момента на другом - на планшете по дороге на работу", - отметил представитель пресс-службы "Ростелекома".