Павел Кантышев
Елизавета Серьгина
25.08.2016

Совет безопасности намерен оживить проект по созданию интегрированной сети связи для госорганов: об этом говорится в письме секретаря Совбеза Николая Патрушева президенту России Владимиру Путину, с которым ознакомились "Ведомости".

Об этом письме известно человеку, близкому к одному из акционеров государственного "Ростелекома", а также другому собеседнику, знакомому с несколькими топ-менеджерами оператора.

Речь идет о создании магистральной сети, физически отделенной от сети связи общего пользования, которой госорганы пользуются сейчас. Это решит проблему надежного и устойчивого государственного и военного управления, следует из письма.

В марте 2015 г. Минкомсвязи взялось разрабатывать поправки в закон "О связи", предусматривающие создание защищенной сети для госорганов, но полгода спустя проект получил отрицательный отзыв Минэкономразвития. Ведомство сочло, что он фактически дублирует уже существующие сети связи специального назначения и выделенные сети. Тем не менее законопроект не был похоронен: сейчас он находится на этапе оценки регулирующего воздействия и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Оператором интегрированной сети связи Патрушев предлагает назначить "Ростелеком". Предложения о том, как это можно реализовать на практике, разработало Федеральное агентство связи (Россвязь, подчиняется Минкомсвязи), и "Ведомостям" удалось ознакомиться с ними. Ведомство предлагает три сценария, расположив их по принципу убывания затрат и уменьшения госконтроля над "Ростелекомом".

Во-первых, интегрированную сеть можно включить в существующую инфраструктуру "Ростелекома", а государство поможет ему профинансировать стройку, купив допэмиссию его акций (сейчас у Росимущества и ВЭБа 52,99% на двоих). На создание сети потребуется, по оценке Россвязи, 663,4 млрд руб. (из них 581 млрд руб. бюджетных).

К этому добавляются ежегодные эксплуатационные затраты – 54,86 млрд руб. – плюс 50 млрд руб. на случай, если Росимущество решит выкупить акции у миноритариев.

Минусом этого варианта Россвязь считает то, что в случае приватизации "Ростелекома" государство может потерять контроль над сетью для госорганов.

Второй сценарий – передать интегрированную сеть сначала в "дочку" госоператора, а впоследствии продать ее государству. Поскольку такая сделка потребует одобрения 3/4 голосов, государству, возможно, придется заранее увеличить долю в "Ростелекоме" до 75,1%. Совокупные расходы за 10 лет составят, по расчетам Россвязи, 973 млрд руб.: они сложатся из тех же 663 млрд руб. на создание сети, 50 млрд руб. на увеличение пакета, 60 млрд руб. на покупку государством "дочки" у "Ростелекома" и 25 млрд руб. в год на эксплуатацию по модели концессии.

Третья модель – так называемая сервисная. "Ростелеком" и Россвязь заключают 10-летний договор, по которому оператор подключает госорганы к интегрированной сети, а Россвязь оплачивает его услуги. Расходы за 10 лет при этом составят 623 млрд руб. Государство остается с нынешним пакетом акций "Ростелекома" и не получает интегрированную сеть.

Об этих сценариях известно федеральному чиновнику и собеседнику, близкому к одному из акционеров "Ростелекома".

Близкий к руководству "Ростелекома" собеседник "Ведомостей" сомневается, что федеральный бюджет вообще способен профинансировать столь грандиозный проект. Пока, напоминает он, "Ростелеком" недополучает от государства гораздо меньшие деньги, причитающиеся ему как исполнителю проекта по строительству оптоволоконных сетей для устранения цифрового неравенства. Вряд ли проект создания особой сети для госорганов воплотится в жизнь, скептичен и человек, знакомый с несколькими федеральными чиновниками: Минфин точно будет против.

Отсутствие отдельной защищенной сети связи для госорганов много лет декларировалось в качестве главного препятствия для приватизации "Ростелекома". Госпакет "Ростелекома" был включен в прогнозный план приватизации на 2014–2016 гг., но приватизацию компании много раз приходилось откладывать – против нее выступали спецслужбы и Минобороны, которых "Ростелеком" также обслуживает. В правительстве обсуждались варианты, при которых условием приватизации "Ростелекома" было акционерное соглашение, обязывающее "Ростелеком" бесперебойно обслуживать спецпотребителей и после перехода к частному собственнику. Но военное ведомство это не устроило, и оно предложило свой вариант: "Ростелеком" строит так называемый контур спецсвязи – закрытую сеть, обеспечивающую связь между вооруженными силами и службами безопасности, передает ее государству – и тогда может быть продан.

Строительство интегрированной сети лишь отсрочит приватизацию, поскольку быстро продать ее государству не получится, а частный инвестор приобрести "Ростелеком" с такой сетью не сможет, считает человек, знакомый с топ-менеджерами "Ростелекома".